Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система гос-ва Маврикий

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Конституция Маврикия была принята 12 марта 1968 г.; серьезные поправки, делавшие страну республикой, были внесены 12 марта 1992 г. Всего в текст Основного закона было внесено 11 поправок. Последняя серия поправок, принятых в 2003 г., вносит изменения в ст. 28, 38, 57 и 75; помимо прочего, поправки касаются полномочий президента и вице-президента, а также обеспечивают процедуру парламентского вотума недоверия. Сейчас, согласно конституции, Маврикий — парламентская республика, суверенное демократическое государство.

Вторая глава гарантирует соблюдение основных прав и свобод человека, а именно: право на жизни (за исключением случаев смертной казни) (ст. 4), право наличную свободу (ст. 5), право на свободу от рабства и принудительного труда (ст. 6), право на свободу от пыток, негуманного или унизительного обращения и наказания (ст. 7), право на защиту от конфискации имущества (ст. 3 и 8), право на частную собственность (ст. 9), право на защиту посредством закона (ст. 10), право на свободу совести (ст. 11), право на свободу самовыражения (ст. 12), право на свободу собраний и объединений (ст. 13), право на создание школ на собственные средства (ст. 14), право на свободу передвижения (ст. 15), право на свободу от дискриминации (ст. 16).

Порядок внесения поправок в конституции, согласно ст. 47, имеет достаточно сложный характер:
— законопроект поправок к ст. 28 — 31, 37 — 46, 56 —58 (кроме 57(2)), 64, 65, 71, 72, 108, гл. II, VII, VIII и IX, приложению 1, гл. XI (согласно положениям параграфов (а) и (d)) принимается Национальной ассамблеей большинством в 3/4 голосов;
— законопроект поправок к ст. 1 или 57(2) перед вынесением на рассмотрение парламентом должен быть одобрен на референдуме большинством в 3/4 электората; затем он должен получить одобрение всех членов Национальной ассамблеи;
— законопроекты поправок остальных статей конституции, не перечисленных выше, принимаются Национальной ассамблеей большинством в 2/3 голосов.

Конституция Республики Маврикий устанавливает модифицированную модель Вестминстерской модели парламентской демократии. Согласно ст. 28, главой государства и главнокомандующим войсками является президент. Президент избирается на пятилетний срок простым большинством голосов в Национальной ассамблее; кандидатура выдвигается премьер-министром.

Высшим законодательным органом является однопалатная Национальная ассамблея, состоящая из 70 депутатов. Порядок избрания членов указан в приложении 1: 62 члена Национальной ассамблеи избираются на всеобщем голосовании как представители избирательных округов (соответственно, от каждого округа выдвигается по 3 депутата, кроме округа Родригес, который выдвигает 2 кандидата; по ст. 39 конституции, остров Маврикий подразделяется на 20 округов, в то время как остров Родригес представляет собой один округ), 8 остальных назначаются Избирательной комиссией для обеспечения возможности представительства этнических меньшинств. Члены Ассамблеи получают мандат на срок 5 лет.

Избирательное право граждан гарантируется ст. 42 и 43: избирателем является гражданин, обладающий гражданством Республики Маврикий, проживший на территории страны не менее 2 лет перед датой выборов.

Согласно ст. 1 конституции, Маврикий — суверенное демократическое государство. Государственный строй — парламентская демократия. Страна является унитарной парламентской республикой, основанной на конституционнодемократической форме правления. Маврикий — унитарное государство, хотя остров Родригес имеет собственный избираемый парламент с ограниченными полномочиями.

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Конституция устанавливает в Республике Маврикий модифицированную форму Вестминстерской модели парламентской системы. Согласно ст. 28, главой государства и главнокомандующим войсками является президент. Президент избирается на пятилетний срок простым большинством голосов в Национальной Ассамблее; кандидатура выдвигается премьер-министром; по истечении срока правления президент может быть переизбран. Президент может быть смещен парламентским актом по инициативе премьер-министра, одобренной простым большинством голосов депутатов.

Высшим законодательным органом является однопалатная Национальная ассамблея, состоящая из 70 депутатов, 62 из которых избираются всенародным голосованием по избирательным округам, а 8 остальных назначаются Избирательной комиссией для обеспечения возможности представительства этнических меньшинств (что и является основным отличием маврикийской системы от классической вестминстерской).

Как и в Великобритании, премьер-министр назначается из числа депутатов партии, получившей на выборах парламентское большинство. Он, в свою очередь, формирует кабинет. Формальное назначение премьер-министра лежит в сфере компетенции президента. Президент также может отправить министров в отставку в случае вынесения парламентом вотума недоверия, если после этого в течение 3 дней премьер-министр сам не подаст в отставку и парламент не будет распущен согласно ст. 57; также после проведения парламентских выборов президент может отправить в отставку премьер-министра, если большинство нового парламента не высказывает ему поддержку (ст. 60). Правительство несет коллективную ответственность перед Национальной ассамблеей.

Президент должен действовать согласно советам премьер-министра (ст. 64) всегда, за исключением особых случаев, описанных в конституции. Право законодательной инициативы принадлежит Кабинету министров и депутатам Национальной ассамблеи (по ограниченному кругу вопросов). Одобренные парламентом законопроекты приобретают силу закона после подписания их президентом.

Особенности исполнительной власти. Согласно ст. 54, исполнительная власть в Республике Маврикий принадлежит президенту. В свою очередь, президент должен действовать согласно совету премьер-министра и членов правительства (ст. 64).

Президент избирается на пятилетний срок простым большинством голосов в Национальной ассамблее; кандидатура выдвигается премьер-министром. Президентом может стать любой гражданин Маврикия, достигший 40 лет и проживавший в стране не менее 5 лет до момента избрания. Аналогично проходит процедура избрания вице-президента, который замещает главу государства в случае, если последний отсутствует в стране или не имеет возможности исполнять свои функции по каким-либо другим причинам (ст. 29). Согласно ст. 30, парламент имеет право сместить с поста президента или вице-президента республики самостоятельно в случае нарушения ими конституции или невозможности дальнейшего выполнения своих функций из-за болезни или по какой-либо другой причине. В остальных случаях вынести предложение об отставке президента на рассмотрение в Национальной ассамблее может лишь премьер-министр.

Премьер-министр назначается из числа депутатов партии, получившей на выборах парламентское большинство. Он, в свою очередь, формирует кабинет. Формальное назначение премьер-министра лежит в сфере компетенции президента. Правительство обязано держать президента полностью информированным в делах государства и предъявлять любую информацию в случае требования (ст. 65). Президент также может отправить министров в отставку в случае вынесения парламентом вотума недоверия, если после этого в течение 3 дней премьер-министр сам не подаст в отставку и парламент не будет распущен согласно ст. 57; также после проведения парламентских выборов президент может отправить в отставку премьер-министра, если большинство нового парламента не высказывает ему подаержку (ст. 60). Правительство несет коллективную ответственность перед Национальной ассамблеей. Согласно ст. 73, президент также назначает главу оппозиции.

Право законодательной инициативы принадлежит кабинету министров и депутатам Национальной ассамблеи (по ограниченному кругу вопросов). Одобренные парламентом законопроекты приобретают силу закона после подписания их президентом.

В случае возникновения спорных ситуаций дела направляются в Верховный суд, который и принимает решение о правоте той или иной стороны. Верховный суд имеет право интерпретировать конституцию и проверять законопроекты на соответствие Основному закону, определять правомерность решений должностных лиц. Таким образом, как и в классической Вестминстерской системе, основная власть принадлежит правительству, формирующемуся на основе парламентского большинства.

Особенности законодательной власти. Законодательная ветвь власти в Республике Маврикий представлена однопалатным парламентом — Национальной ассамблеей. Ассамблея насчитывает 70 депутатов, 62 из которых избираются всенародным голосованием по избирательным округам, а 8 остальных назначаются Избирательной комиссией для обеспечения возможности представительства этнических меньшинств. Члены Ассамблеи получают мандат на срок 5 лет, но парламент может быть распущен президентом в случае вотума недоверия правительству по совету самого премьер-министра или самостоятельно, если министр не подает в отставку в течение 3 дней после вынесения вотума (ст. 57).

Депутатом может стать любой гражданин Маврикия, достигший возраста 18 лет, проживший в стране до момента голосования в совокупности не менее 2 лет и 6 месяцев непосредственно перед выборами; еще одним требованием является владение английским языком на профессиональном уровне.

Национальная ассамблея несет ответственность за процесс законотворчества, а также имеет право вносить поправки в конституцию и выносить вотум недоверия правительству. Законопроект, одобренный депутатами и подписанный президентом, становится законом в день его публикации. В том случае, если президент отклоняет законопроект, он обязан в течение 21 дня вернуть законопроект в парламент для пересмотра. Если депутаты снова одобрят билль, то президент обязан подписать его (ст. 46).

В Ассамблее функционирует несколько парламентских комиссий, основными из которых являются Судебная и юридическая комиссия (Judicial and Legal Service Commission), Комиссия государственной службы (Public Services Commission) и Комиссия по полицейской службе (Police Service Commission). Комиссии контролируют назначения на государственные должности. Помимо Национальной ассамблеи, на территории страны функционирует Региональная ассамблея округа Родригес. Согласно ст. 75, Региональная ассамблея состоит из председателя (не обязательно избранного члена Ассамблеи) и избранных депутатов. Ассамблея имеет право принимать законы регионального значения. Для реализации решения Региональной ассамблеи учрежден Региональный совет округа Родригес.

Таким образом, парламент формируется на демократической основе, представляет интересы как большинства населения, так и этнических меньшинств и имеет весьма широкие полномочия. Особенности судебной власти. Судебная ветвь власти представлена Верховным судом и рядом низших судов (окружные суды и суды промежуточной инстанции, суды по делам несовершеннолетних, промышленные суды, суд Родригеса и мировых судей и выездной магистрат для округа Агалега).

Верховный суд состоит из главного судьи, главного рядового судьи и семи рядовых судий и обладает неограниченной юрисдикцией в гражданских и уголовных делах. Он также имеет право интерпретировать электоральные законы и конституцию, пересматривать решения властей, осуществлять надзор над судами низших инстанций и выступать в роли Апелляционного суда для них. Судьи назначаются президентом по совету Судебной и юридической комиссии, состоящей из главного судьи, главного рядового судьи и председателя Комиссии государственной службы. Маврикий остается одной из немногих республик бывшего Содружества, в которой сохранилось право обращаться в Тайный совет Великобритании с апелляцией на решения Верховного суда. Согласно ст. 59 и 69 конституции, президент назначает генерального прокурора (Attorney-General) из числа парламентеров. Генеральный прокурор консультирует правительство по юридическим вопросам, в то время как для надзора за разработкой законопроектов создана специальная Контора государственного права (State Law Office). Дела по государственным преступлениям ведет Директор публичных преследований (Director of Public Prosecution), чье независимое положение обеспечивается конституцией. Судебная система Республики Маврикий основывается на французском (наполеоновском) гражданском праве с элементами английского права. Территориально-государственное устройство. Республика Маврикий является унитарным государством.

В административном отношении страна делится на 9 округов: Блэк-Ривер (BlackRiver), Флэк (Flacq), Гран-Пор (Grand Port), Мока (Мока), Памплёмусс (Pamplemousses), Плейнс (Plaines), Уильямс (Wilhems), Порт-Луи (Port Louis), Ривьер- дю-Рампар (Riviere du Rempart), Савае (Savanne); и 3 зависимые территории: острова Агалера (Agalega Islands), архипелаг Каргадос-Карахос (Cargados Carajos Shoals), остров Родригес (Rodrigues).

Местное управление и самоуправление. Административные округа и зависимые территории Маврикия управляются напрямую из Порт-Луи, за исключением острова Родригес, который имеет свое собственное правительство под руководством уполномоченного комиссара. В округах острова Маврикий избираются муниципальные и городские, а также окружные и деревенские советы. Большинство местных административных единиц финансово зависят от центрального правительства, и лишь муниципальные советы имеют право заниматься сбором некоторых налогов.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика