Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система гос-ва Сейшельские острова

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Действующая конституция Республики Сейшельские Острова была принята на референдуме 18 июня 1993 г. и является единственным высшим сводом законов государства. В 1996 г. конституция была дополнена Актом № 14. В соответствии с конституцией Сейшельские острова являются суверенной демократической республикой.

Согласно ст. 91 конституции, Национальная ассамблея не может рассматривать принятие проекта изменения гл. 1 и 3 конституции, если: этот проект не одобрен на референдуме не менее чем 60% голосов; результаты голосования на референдуме не подтверждены спикером; проект не одобрен двумя третями членов Ассамблеи.

Согласно ст. 24, каждый гражданин республики, достигший 18-летнего возраста, имеет право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через избрание выборных представителей. Данная статья также предоставляет право избираться на государственные посты и право быть избранными.

Ст. 23 дает право всем гражданам республики участвовать в любых мирных ассоциациях и принадлежать к политическим партиям (кроме госслужащих и полицейских). Ст. 21 дает право свободы совести и вероисповедания, ст. 22 подразумевает свободу мнения и изъяснения и права свободно пользоваться имеющейся информацией. Ст. 26 гарантирует право собственности как частной, так и ассоциированной.

Среди основных социальных прав, гарантируемых конституцией, можно назвать право на свободное передвижение по территории государства и право его покидать (ст. 25), право доступа к официальной информации (ст. 28), право детей на государственную поддержку (ст. 31) право на получение образования (ст. 33), право на труд (ст. 35), право пожилых людей и инвалидов на государственную поддержку (ст. 36), право на социальную безопасность (ст. 37).

Согласно конституции, на Сейшельских Островах действует парламентско-президентская форма правления. Главой государства и правительства является президент. Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Кандидатуры на пост главы государства выдвигаются парламентом из его членов от политических партий, выборы проходят посредством всеобщего прямого тайного голосования. Все члены кабинета министров назначаются президентом при одобрении кандидатов на данный пост большинством членов Национального собрания. Министры подотчетны президенту о деятельности кабинета, а также ответственны перед Национальным собранием. Парламент может вынести вотум недоверия любому из министров при согласии не менее чем 2/3 его членов.

Президент может быть смещен со своего поста Национальным собранием в том случае, если не менее половины членов парламента передают в Конституционный суд заявление о нарушении президентом действующей конституции. В таком случае суд ведет расследование дела и принимает решение о смещении президента. Конституция запрещает совмещение правительственной должности и парламентского мандата.

Роспуск парламента происходит в случае единоличного решения президента о роспуске. В таком случае члены парламента должны быть уведомлены об этом в недельный срок, и после публикации решения в официальном вестнике Gazette парламент распускается (ст. 110). Также роспуск Национального собрания возможен в случае вынесения вотума недоверия правительству.

Президент республики не имеет законодательной инициативы, но является последним звеном при принятии за¬конов, т.е. каждый законопроект парламента должен быть передан ему на рассмотрение и одобрение.

На Сейшельских Островах существует достаточное четкое разделение трех ветвей власти, которые независимы друг от друга. Учитывая партийный климат в Республике, можно сказать, что тесное сотрудничество властей маловероятно, так как президент и большинство членов парламента принадлежат к правящей партии ПФНС, тогда как партии оппозиции, имеющие меньше парламентских мест, высказывают открытое недовольство деятельностью президента и правительства.

Особенности исполнительной власти. Исполнительная власть осуществляется президентом республики и прави¬тельством. Высшим органом исполнительной власти является кабинет министров, возглавляемый президентом. Президент избирается из граждан республики всеобщим прямым тайным голосованием на пятилетний срок (ст. 52) с правом занимать этот пост не более трех раз. После выдвижения кандидатов назначаются всеобщие выборы. Победивший вступает в должность на следующий день после оглашения результатов выборов. Право участвовать в выборах имеют все граждане республики, достигшие 18-летнего возраста.

В полномочия президента входит назначение кандидатов на государственные должности и смещение с них. В случае, когда требуется одобрение Национального собрания, список кандидатов на назначение/смещение передается спикером в парламент, после чего члены парламента голосу¬ют по данному вопросу (ст. 63). Решение принимается только в случае одобрения Национальным собранием.

В начале каждого года президент обязан предоставлять Национальному собранию отчет о состоянии дел в стране (ст. 65). Президент назначает членов кабинета министров и председательствует на его сессиях. В его отсутствие председательствует один из министров, которого президент назначает специально для этой цели (ст. 75).

Президент может назначить от 7 до 14 министров (ст. 69). Он может назначить любого гражданина республики, достигшего 18-летнего возраста, одобренного большинством членов Национального собрания, на пост министра. Если этот человек уже является членом Национального собрания, то, занимая министерский пост, он перестает быть членом парламента (ст. 69). Все министры подотчетны президенту о деятельности своих министерств (ст. 71), и на них возлагается коллектив¬ная ответственность за решения, принятые кабинетом.

Президент обязан (ст. 75), представляя Национальному собранию имена кандидатов на посты министров, указать двух кандидатов на его замещение в случае пребывания за пределами страны. Имя будущего министра должно быть одобрено большинством членов Собрания. Национальное собрание может вынести вотум недоверия любому из министров при согласии не менее чем 2/3 его членов (ст. 74).

Президентом назначается генеральный прокурор из кандидатов, предложенных Комиссией по вопросам государственной службы. Генеральный прокурор имеет право дважды находиться на данной должности. Срок его полномочий — 7 лет. Генеральный прокурор является главным советником президента и имеет право вести судебные дела, а также закрывать и приостанавливать их. Полномочия генерального прокурора не контролируются какими-либо вышестоящими должностными лицами (ст. 76).

Особенности законодательной власти. Законодательная власть в Республике принадлежит однопалатному парламенту — Национальному собранию (англ. The National Assembly, фр. L'AssambleeNationale). В состав Собрания (после поправки к конституции 1996 г.) входят 34 депутата. Срок их полномочий — 5 лет. 25 из них избираются всеобщим прямым голосованием, а 9 — на пропорциональной основе в соответствии с долей голосов (минимум 10%), полученных партией на парламентских выборах. Генеральный прокурор является депутатом по должности. По конституции, количество членов парламента совпадает с количеством избирательных округов (ст. 78).

Депутатом Национального собрания может стать любой совершеннолетний гражданин, который не занимает других государственных должностей (ст. 80). Главой парламента является спикер (ст. 83), который вместе с вице-спикером избирается членами парламента из числа депутатов Национального собрания. Также парламент назначает лидера оппозиции из числа своих членов. На эту должность не может быть избран член той политической партии, которая предоставила кандидатуру действующего президента на выборах. Избирать лидера оппозиции в таком случае могут только члены парламента, не являющиеся членами данной партии (ст. 84).

Лидер оппозиции оставляет должность, если он перестает быть членом парламента, если он избран на должность спикера или вице-спикера, или в случае ухода в отставку (ст. 84). Законодательная власть осуществляется посредством передачи законопроектов парламентом на одобрение президенту. Законопроект должен быть одобрен или отклонен в течение 14 дней с момента его представления президенту (ст. 86). Закон вступает в силу только после его подписания президентом.

Спикер определяет порядок представления законопроектов в парламенте после проведения консультаций с президентом и лидером оппозиции (ст. 94). Кворум состоит из половины членов парламента (ст. 95).

Роспуск парламента возможен в случае единоличного решения президента (ст. 110). Президент обязан сообщить о роспуске спикеру, данное решение должно быть опубликовано в правительственном вестнике Gazette. Президент не имеет права роспуска парламента более одного раза за период исполнения своих полномочий. Если все же президент считает, что роспуск необходим в интересах государства, то он складывает полномочия в день роспуска Национального собрания, т.е. на следующий день после публикации решения о роспуске (ст. 110).

Роспуск парламента происходит также по инициативе его членов (ст. 111) ив случае вынесения вотума недоверия президенту или правительству большинством членов парламента (ст. 110). Особенности судебной власти. Судебная власть представлена Верховным судом Сейшел (высший судебный орган), Апелляционным судом и магистратскими судами (ст. 119). Судебная власть независима от других ветвей власти.

Верховный суд состоит из верховного судьи, младших судей и судебных распорядителей. Кандидат на пост верховного судьи должен пройти практику в судопроизводственной сфере не менее 7 лет (ст. 126). Судебным распорядителем может стать гражданин Республики, прошедший практику в судопроизводственной сфере не менее 5 лет. Президент назначает судей и судебных распорядителей из числа кандидатов, представленных Комиссией по вопросам государственной службы. Апелляционный суд включает в себя президента Апелляционного суда, двух или более апелляционных судей, а также судей по должности Апелляционного суда. Кандидаты на пост президента Апелляционного суда и апелляционных судей назначаются президентом после согласования с Комиссией по вопросам государственной службы. Назначение происходит, если компетенция кандидатов отвечает должностным требованиям (ст. 123).

Апелляционный суд рассматривает апелляции Верховного суда как по гражданским, так и уголовным делам. Верховный суд выступает в роли Апелляционного суда при рассмотрении апелляций магистратских судов, а также является судом первой инстанции.

Судебная власть в Республике основана на общем праве Великобритании, французском гражданском праве (Кодексе Наполеона, который применяется в спорных вопросах), а также обычном праве. Уголовные дела слушаются в магистратских судах или в Верховном суде в зависимости от тяжести обвинения. Суд присяжных созывается только в случае обвинения в убийстве или государственной измене. Судьи независимы от исполнительной власти, несмотря на редкие случаи давления со стороны правительства. В соответствии с Уголовным кодексом задержанный должен предстать перед судом магистрата в течение 48 часов. Президент имеет широкие полномочия по задержанию лиц, представляющих угрозу безопасности.

Территориально-государственное устройство. Республика Сейшельские Острова является унитарным государством, которое состоит из 115 островов. Государство разделено на 23 административных округа (магистрата) — Анс-о-Пен, Анс-Буало, Анс-Этуаль, Анс-Луи, Анс-Руаяль, Бе-Лазар, Бе-Сент-Аннг Бо-Валлон, Бель-Эр, Бель-Омбр, Каскад, Класис, Гран-Анс (на о. Маэ)г Гран-Анс (на о. Праслен), Ля-Диг, Ля-Ривьер-Англез, Мон-Бюкстон, Мон-Флери, Плезанс, Пуант-ля-Рю, Порт-Гло, Сен-Луи, Такамака.

Местное управление и самоуправление. Органы местного самоуправления, возглавляющие округа, назначаются президентом. Все места в 23 избираемых советах округов (бывшие окружные отраслевые комитеты ПФНС) принадлежат членам партии ПФНС.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика