Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Нигера

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. На сегодняшний день в стране действует пятая по счету конституция, принятая 18 июля 1999 г. Последние поправки в Основной закон страны были внесены в 2004 г.

В ст. 1 закреплена республиканская форма правления, а в ст. 4 республика провозглашается «неделимой, демократической и социальной». Также провозглашается светский характер государства.

Избирательные права граждан закреплены в гл. 1 конституции. Избирателями являются все граждане Нигера, достигшие 18 лет. Выборы являются всеобщими, свободными, равными, происходят посредством тайного голосования.

Фундаментальным правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2. Личность каждого человека провозглашается священной. В качестве основополагающих признаются права человека на жизнь, здоровье, безопасность, образование.

В конституции гарантируется равенство всех перед законом вне зависимости от расы, этнической принадлежности, пола, религии, места проживания, социального положения и политических убеждений.

Наряду с универсальными правами и свободами граждан в основном законе закреплен ряд социальных обязанностей государства. Так, семья признается основой существования общества. Материнство и детство находятся под защитой государства. Также оно призвано заботиться о пожилых членах общества Конституция гарантирует свободу собраний и ассоциаций. В ст. 23 закрепляется право на свободное выражение своего мнения в любой форме. Признается и гарантируется свобода прессы, при этом деятельность органов печати регламентируется законодательством.

За каждым гражданином признается право на работу; при этом отмечается, что государство обязано создавать условия для реализации этого права в полном объеме. Также конституция гарантирует право объединяться в ассоциации по профессиональному признаку; за трудящимися признается право на забастовку.

В обязанность каждому гражданину вменяется соблюдать конституцию страны и все законы государства. Защита отечества провозглашается священным долгом каждого гражданина. Порядок пересмотра конституции и внесения в нее поправок закреплен в разделе 12 Основного закона.

Согласно ст. 134, инициатива по пересмотру конституции может исходить либо от президента республики, либо от группы депутатов численностью не менее 3/4 от общего числа членов Национального собрания. Поправки в конституцию принимаются либо на референдуме, либо Национальным собранием после того, как за них проголосовало не менее 4/5 его членов. Ст. 136 гласит, что Основной закон не может быть подвергнут пересмотру, если существует угроза территориальной целостности государства. Объектами пересмотра не могут быть республиканская форма правления, светский характер государственной власти, а также статьи, закрепляющие правовые основы функционирования института президентства в стране. Также не может быть пересмотрена ст. 141 данной конституции, согласно которой участникам государственных переворотов 27 января 1996 г. и 9 апреля 1999 г. предоставляется амнистия. Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Конституция страны закрепляет принцип разделения властей. Характер взаимоотношения различных ветвей власти позволяет сделать вывод о президентской форме правления.

Глава государства — президент — избирается всеобщим, тайным и прямым голосованием на 5 лет. Он является главой исполнительной власти, обладает, наряду с депутатами Национального собрания и членами правительства, правом законодательной инициативы, назначает председателя правительства и по представлению последнего — его членов. Действия презйдента по формированию правительства не требуют согласия парламента.

Согласно ст. 48 конституции, президенту предоставляется право после консультаций с премьер-министром и председателем Национального собрания объявить о роспуске парламента. Национальное собрание обладает правом сместить правительство (ст. 88, 89). Для того чтобы включить этот пункт в повестку дня, должно быть собрано не менее 1/3 подписей депутатов. Вопрос о вынесении вотума недоверия решается абсолютным большинством членов парламента. В случае положительного решения премьер-министр докладывает президенту об отставке правительства.

В случае совершения государственной измены президент может быть подвергнут процедуре импичмента. Решение о выдвижении обвинения против президента принимается по результатам голосования в парламенте, причем в поддержку решения должны выступить не менее 2/3 депутатов. Затем дело рассматривается Высшим судом республики. В случае признания президента виновным в совершении государственной измены Конституционный суд констатирует данный факт и объявляет об импичменте. Члены парламента обладают правом в письменной или устной форме запрашивать любую информацию, касающуюся деятельности правительства. Для объявления войны и отправки войск за рубеж требуется одобрение парламента.

Подписание законопроектов президентом является финальной стадией законодательного процесса. Президент обладает правом отправить на повторное рассмотрение в парламент проект закона. Если же Национальное собрание абсолютным большинством голосов одобряет акт, то он считается принятым и подлежит подписанию президентом и опубликованию. Особенности исполнительной власти. Согласно ст. 21 конституции, исполнительную ветвь власти составляют президент республики и правительство. Президент является главой исполнительной власти, назначает премьер-министра и членов правительства. Президентские выборы проходят раз в 5 лет, причем одно и то же лицо не может быть избрано трижды на этот пост.

Президентом может быть избран гражданин страны, достигший 40 лет и обладающий в полном объеме гражданскими и политическими правами. Выборы президента проходят в 2 тура по мажоритарному принципу. Для победы в первом туре кандидату необходимо набрать абсолютное большинство голосов. В случае невыполнения этого условия во второй тур выходят 2 кандидата, и президентом становится участник предвыборной гонки, набравший наибольшее количество голосов. Выполнение обязанностей президента республики не¬допустимо совмещать с военной, гражданской и иной профессиональной деятельностью. Президент не имеет права быть председателем или членом руководящего органа какой-либо партии.

Президент председательствует на совещаниях правительства. Повестка дня определяется им совместно с премьер-министром. Президент назначает послов, принимает верительные грамоты, подписывает международные договоры. Президент республики является Верховным главноко¬мандующим вооруженными силами государства. Он возглавляет Верховный совет обороны и назначает его членов по представлению министра обороны.

Президент обладает правом законодательной инициативы, утверждает законы, издает подзаконные акты и следит за их исполнением. Президент после консультаций с премьер-министром, председателем парламента, председателями Конституционного и Верховного судов имеет право ввести в стране чрезвычайное положение.

Премьер-министр, возглавляющий Совет министров, определяет и претворяет в жизнь курс, обозначенный президентом. С согласия президента премьер-министр может председательствовать на совещаниях правительства. Премьер-министр обладает правом делегировать ряд своих полномочий членам правительства. Указы премьер-министра должны быть контрассигнованы министром, ответственным за их исполнение.

Согласно ст. 64 конституции, деятельность на посту министра несовместима с исполнением любых других должностных обязанностей. Ключевыми направлениями политики признаются национальная оборона и иностранные дела. Министры этих ведомств назначаются совместно президентом и премьер-министром. Особенности законодательной власти. Согласно ст. 66 конституции, законодательная власть осуществляется однопалатным парламентом — Национальным собранием. Депутаты выбираются на всеобщих, свободных, прямых, равных выборах посредством тайного голосования.

Депутаты избираются на пятилетний срок. Число депутатов, а также условия их избрания в конституции не закреплены и определяются избирательным законодательством (в настоящее время депутатский корпус насчитывает 113 чел).

Национальное собрание принимает законы, устанавливает налоги, контролирует деятельность правительства. Национальное собрание уполномочено рассматривать вопросы, относящиеся к законодательной сфере. Помимо прочего регулируются вопросы избирательного, партийного, уголовного, налогового и иного права.

Ежегодно Национальное собрание обсуждает и принимает бюджет. Особенности судебной власти. Согласно ст. 98 конституции, судебная власть представлена Конституционным судом, Верховным судом, а также судами и трибуналами, созданными в соответствии с конституцией.

Ст. 100 гласит, что судьи независимы и подчиняются лишь закону. Президент республики является гарантом независимости судебной власти. Эту же функцию выполняет и Верховный совет по делам судей (Conseil Superieur de la Magistrature).

Судьи назначаются президентом по представлению министра юстиции после консультации с Верховным советом по делам судей. Прокуроры также назначаются президентом по представлению министра юстиции.

Конституционный суд состоит из 7 членов в возрасте не менее 40 лет. Судьи назначаются на 6 лет указом президента. Срок мандата не может быть продлен. Состав Конституционного суда обновляется на 73 каждые 2 года. Члены Конституционного суда выбирают из своих рядов председателя сроком на 3 года.

В состав Конституционного суда входят: 2 выдающихся юриста (их кандидатуры предлагаются Бюро Национального собрания и президентом), 2 судьи, избранные судейским сообществом, 1 адвокат, избранный своими коллегами, 1 видный теоретик в области юриспруденции, 1 представитель правозащитных организаций.

Конституционный суд рассматривает запросы о соответствии законодательных актов (как действующих, так и находящихся в процессе принятия) конституции, разрешает конфликты, возникающие между различными ветвями власти. Также Конституционный суд осуществляет надзор за ходом избирательного процесса, проведением референдумов и оглашением результатов. Решения Конституционного суда обжалованию не подлежат и обязательны для исполнения всеми ветвями власти, а также всеми физическими и юридическими лицами. Верховный суд (La Соит Supreme) состоит из 3 палат: административной, судебной, финансовой.

Высокий суд (La Haute Courde Justice) состоит из депутатов Национального собрания. Обновление его состава происходит каждый раз при формировании нового парламента. Члены суда рекрутируются из числа парламентариев посредством внутренних выборов.

Высокий суд выносит судебное решение по вопросу государственной измены президента, а также преступлений, совершенных членами правительства. В стране также действуют Апелляционный суд, суды первой инстанции, мировые суды и суды обычного права. В состав обычных судов входит профессиональный юрист, а также 2 заседателя, знакомые с местными обычаями. Традиционные вожди также могут рассматривать незначительные дела.

Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и пр.). Нигер — унитарное государство, поделенное на 8 департаментов (Агадес, Диффа, Досо, Маради, Ниамей, Тахуа, Тиллабери, Зиндер), возглавляемых префектами. Департаменты подразделяются на 33 округа, в составе 150 коммун каждый. Местное управление и самоуправление. Согласно ст. 127 конституции, в стране предусматривается функционирование органов местного самоуправления. Последнее основано на принципе децентрализации.

Ст. 128 гласит, что государственная власть должна способствовать развитию системы местного самоуправления на основе принципа «национальной солидарности» и «внутреннего равновесия».

Главы локальных административных единиц назначаются президентом. В осуществлении муниципальной политики они опираются на местный управленческий аппарат. Всеобщим голосованием избираются мэры и городские депутаты департаментов Ниамей, Зиндер, Маради.

Система органов власти на локальном уровне отмечена дуализмом современного и традиционного типов самоуправления. О последнем свидетельствует значительное влияние местных вождей на процесс принятия решений.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика