Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Зимбабве

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Зимбабве обладает писаной конституцией, принятой 21 декабря 1979 г. На данный момент в конституцию были внесены 19 поправок, принятие последней из них датируется 2009 г. (о введении должности премьер-министра) и 2013 г. (об ограничении президента двумя сроками и передачи большей власти парламенту, упразднение поста премьер-министра; Закон о правах, который должен обеспечить свободу слова, передачу больше власти от центральных органов местным, отсутствие права вето у президента на законотворческую деятельность парламента и снятие юридических споров при перераспределении земли).

Согласно конституции, Зимбабве является республикой с широкими полномочиями президента, который является главой государства и правительства, возглавляет Совет национальной безопасности. Одновременно президент является важнейшим институтом законодательной ветви власти.

Конституция может быть изменена парламентом, который обладает полномочиями вносить поправки, дополнять или отменять уже существующие положения основного закона. Проект конституции не может быть представлен парламенту, если он не был опубликован в Gazzete — официальном издании правительства Зимбабве — в тридцатидневный срок до его представления. Проект конституции не может считаться принятым до окончательного голосования в парламенте и принятия его 2/3 голосов, что подтверждается сертификатом спикера при передаче проекта на подписание президенту (гл. 5, ст. 52).

Ст. 21 гл. 3 объявляет о свободе политических ассоциаций для защиты гражданами своих интересов и утверждает, что никто не может быть лишен этого права. Существует ряд ограничений этой свободы. В частности, свобода политических ассоциаций может быть ограничена:
— в интересах обороны, общественной безопасности, нравственности или общественного здоровья;
— в целях защиты прав и свобод других людей;
— если создаваемая ассоциация не является политической партией, профсоюзом или организацией работодателей.

Ст. 20 объявляет свободу выражения мнения. Согласно статье, никто не может быть лишен права придерживаться того или иного мнения, выражать свои идеи и публиковать информацию. Однако существует ряд случаев, когда на свободу слова и прессы могут быть наложены ограничения: в интересах обороны, общественной безопасности, общественного порядка, экономических интересов государства, общественной нравственности и здравоохранения; в целях защиты репутации, прав и свобод других граждан или частной жизни лиц, участвующих в судопроизводстве; предотвращения обнародования конфиденциальной информации; поддержания авторитета и независимости судов, трибуналов или парламента; регулирования технического управления и общей эффективности телефонии, телеграфии, почт, беспроводных передач и телевидения или создания или регулирования любой монополии в этих сферах; в случае, если информация налагает ограничения на деятельность должностных лиц.

Ст. 16 утверждает, что никакая собственность не может быть в принудительном порядке отобрана у владельца, кроме случаев, предусмотренных законом. Особый интерес представляет ст. 16А, которая предусматривает возможность принудительного изъятия сельскохозяйственных земель для их перераспределения в соответствии с программой земельной реформы. Помимо стандартного набора прав и свобод, которые были названы выше, конституция Зимбабве гарантирует гражданам защиту от произвольного обыска, обеспечение правовой защиты, защиту свободы совести, свободы передвижения, защиту от дискриминации по признаку расы (и прочим признакам). Согласно ст. 1 конституции, Зимбабве — суверенное государство с республиканской формой правления.

Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Отношения между ветвями власти характеризуется повышенной ролью исполнительной власти, которая назначается президентом (главой исполнительной власти) без согласования с парламентом. По соглашению с оппозицией возможно восстановление поста премьер-министра (отменен в 1987 г.), но его роль в новой системе разделения властей пока не ясна.

Главой государства является президент, избираемый на всеобщих выборах (в случае выдвижения одного кандидата он издирается парламентом). Правительство состоит из Президента (главы правительства), вице-президентов (количеством не больше двух), министров и заместителей министров. Все члены правительства назначаются президентом. Хотя исполнительная власть не подотчетна парламенту или судебным органам.

Особенности исполнительной власти. Высшим органом исполнительной власти является правительство. Полномочия исполнительной власти реализуются посредством и при помощи кабинета министров. Кабинет может давать президенту советы и рекомендации, которые не носят обязательный характер. К числу полномочий главы исполнительной власти относятся: назначение, аккредитация и признание дипломатических агентов; подписание международных конвенций, договоров и соглашений; объявление военного положения, объявление войны или заключение; назначение губернаторов провинций; помилование; объявление чрезвычайного положения или другого режима, отличного от нормальной ситуации; подписание законопроектов после рассмотрения в парламенте.

Глава исполнительной власти — президент — избирается на 6 лет. Количество сроков избрания неограниченно. Полномочия исполнительной власти довольно обширны, и она не является подотчетной ни парламенту, ни верховным судебным органам. Тем не менее согласно ст. 31 конституции парламент может вынести резолюцию с вотумом недоверия правительству. Процедура вынесения вотума недоверия весьма сложная, и в период правления Р. Мугабе подобного факта не было. В случае недоверия правительству президент обязан в течение 14 дней: распустить парламент; сместить с постов вице-президента, министров кабинета, заместителей министров в исполнении резолюции парламента об объявлении вотума недоверия; или объявить о собственной отставке. Роберт Мугабе является главой государства с момента провозглашения независимости Зимбабве (1980 г.).

Особенности законодательной власти. По конституции законодательная власть принадлежит легислатуре, состоящей из президента и двухпалатного парламента, состоящего из Палаты собраний и Сената. Сенат был воссоздан в 2005 г. и состоит из 66 депутатов: по 5 от каждой из 10 провинций, 6 назначаются президентом и 10 мест, зарезервированных для вождей племен. В Палате собраний 210 мест, депутаты избираются по мажоритарной системе в одномандатных округах.

Законодательные полномочия парламента существенно ограничены. После принятия в парламенте законопроект передается на подписание президента. В случае, если президент не подписывает его, законопроект возвращается в парламент и в течение 6 месяцев может быть повторно направлен на подписание президенту при условии поддержки этого решения 2/3 голосов в парламенте. В этом случае президент должен либо подписать законопроект, либо распустить парламент.

Особенности судебной власти. Судебная власть в Зимбабве, согласно ст. 79(в) конституции, является независимой ветвью власти. Судебная власть в Зимбабве принадлежит: Верховному суду; Высокому суду; другим подчиненным им судам, утвержденным Актом парламента. Верховный суд — суд высшей инстанции и высший апелляционный институт. В состав Верховного суда входят: председатель и судьи, количеством не менее двух. Кроме того, председатель может назначать на ограниченный срок судей Верховного суда из состава судей Высокого суда.

Акт парламента не наделяет Верховный суд в качестве института, призванного толковать конституцию или давать юридическую оценку конкретных сторон деятельности исполнительной или законодательной власти. Тем не менее в практике ее работы имело место рассмотрение нескольких дел, принципиальных для исполнительной власти. Так в 2000 г. Верховный суд признал незаконный захват африканцами земель белых фермеров, что шло вразрез с позицией президента Мугабе. В июле 2000 г., в соответствии с иском оппозиции, Верховный суд признал факты подтасовок результатов голосований в 37 избирательных округах, но результаты выборов аннулированы не были.

Высокий суд — высший суд письменного производства по крупным условиям и гражданским делам, состоит из председателя, председательствующего судьи Высокого суда, находящегося в подчинении у председателя, других судей Высокого суда, назначаемых на определенные сроки. Председатель может, проконсультировавшись с председательствующим судьей Высокого суда, предлагать кандидатуры судей Верховного суда на должность судей Высокого суда.

Судебная система Зимбабве предусматривает функционирование специальных судов (ст. 92 конституции); в частности: Административного суда для рассмотрения дел о правонарушениях чиновниками и об административных правонарушениях; Апелляционного фискального суда для рассмотрения жалоб и исков на деятельность фискальных органов; Специальный суд по рассмотрению апелляций на действия налоговых органов.

Конституция устанавливает, что в соответствии с реше¬ниями парламента могут учреждаться и другие специальные суды, если в этом возникает необходимость. Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и пр.). Зимбабве является унитарным государством, административно разделенным на 8 провинций: Маникаленд, Центральный Машоналенд, Восточный Машоналенд, Западный Машоналенд, Масвинго, Северный Матабелеленд, Южный Матабелеленд, Мидлендс и 2 города со статусом провинций — Хараре и Булавайо.

Местное управление и самоуправление. Ст. 111 гл. 12 конституции Зимбабве устанавливает, что, в целях более эффективного управления, исполнительная власть в провинциях принадлежит губернаторам, назначаемым президентом в соответствии с Актом парламента. Чиновничьи аппараты губернатора, тем не менее, не являются частью Гражданской службы, основополагающие нормы которой регулируются гл. 7 конституции. Губернаторы обладают функциями и полномочиями на вверенной ему территории, которые закреплены в соответствующем Акте парламента. В Зимбабве сохраняются родо-племенные структуры. Эта особенность оказывает самое непосредственное влияние на институты местного управления и самоуправления. В частности, институционализирована должность вождя в племенных народах Зимбабве. Племенной вождь назначается президентом с согласия парламента. Парламент должен убедиться, что, назначая вождя, президент руководствуется принципами наследования этой должности в племенных народах. Учрежден орган под названием Совет вождей.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Зимбабве до 1980 г. испытывала сильное влияние Великобритании. Борьба за обретение независимости проистекала из двух центров внутри страны: от колониальных властей, воспользовавшихся общим послевоенным ослаблением Великобритании и крахом ее колониальной системы; и от антиколониального движения африканского населения. В условиях противодействия со стороны метрополии колониальным властям не удалось обрести власть. Напротив, колониальные власти вступили в конфликт с метрополией, в результате чего против колонии было введено экономическое эмбарго (со стороны ООН), которое, однако, не возымело ожидаемого эффекта. Стоит заметить, что метрополия не стала вмешиваться военными средствами во внутренний конфликт между колониальными властями и местным населением, хотя и заявила открыто о своей поддержке африканцев.

Однако, в отличие от многих бывших британских колоний, Зимбабве не унаследовала основополагающей черты политической системы Великобритании. Хотя большинство политических институтов и было заимствовано с английских образцов, в целом система является президентской и характеризуется высокой ролью исполнительной власти (в особенности ее главы). Заимствованные институты претерпели ряд принципиальных изменений под воздействием 17 поправок, внесенных в конституцию с момента ее подписания, что вообще исключает какое-либо сравнение систем Великобритании и Зимбабве.

Внутренние конфликты и расколы. Коэффициент Джини составляет 56,8 единицы, что свидетельствует о существенной разнице доходов и потребления населения. В настоящее время существует конфликт между правящей партией и оппозицией. Стороны конфликта: оппозиционное Движение за демократические перемены и Национальная конституционная ассамблея против правительства Мугабе. Предмет конфликта: смена режима. После победы оппозиции на парламентских выборах 2008 г. в стране создано коалиционное правительство. Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. Конституция Зимбабве гарантирует свободу совести, включающей в себя как приверженность гражданина различным религиозным, так и идейным воззрениям, что исключает существование официальной идеологии. Идеологические конфликты отсутствуют.

Конфликт между правящей партией и оппозицией основывается скорее не на идеологической основе, а на позиции по отношению к экономическим и политическим реформам, проводимым президентом. Оппозиция выступает в первую очередь за перераспределение власти.

Религия и государство, роль религии в политике. Ст. 19 действующей конституции объявляет свободу совести, что, в числе всего прочего, подразумевает свободу религиозных воззрений, свободу менять религию, свободу в одиночку или в составе группы лиц распространять свою религию путем почитания культа, проповедования, практики и церемоний. Статья заявляет также, что никто не может быть подвергнут навязыванию религиозных взглядов и убеждений в процессе образования. Никто не может быть принужден принести клятву или присягу, противоречащую его религиозным воззрениям.

Таким образом, государственная религия отсутствует, а государство независимо от церкви. Преобладают синкретические культы, представляющие собой смесь христианства и местных верований, — 50%, христиане — 25%, последователи местных туземных верований — 24%, мусульмане и представители прочих конфессий — около 1%.

Политическая роль военных/силовых структур. В стране существует гражданский режим, и в новейшей истории страны не наблюдается прецедентов военного правления и военных переворотов. Однако в борьбе с выступлениями оппозиции власть активно использует поддерживаемые ею организации ветеранов и молодежные военизированные движения. Особенности партийной системы.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика