Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Бытие

Бытие — 1) все существующее, универсум во всех его проявлениях; 2) признак вещей и процессов. Все философские коллизии связаны со вторым пониманием концепта «бытие». Является ли Б. той или иной вещи одним из ее признаков? Согласно анализам философов-аналитиков, прежде всего Г. Фреге и Б. Рассела (см.), на этот вопрос следует отрицательный ответ. Если бы существование было признаком, то оно бы квантифицировалось, его можно было бы измерить. Но этого нет. Таким образом, существование не является одним из признаков вещей. В предложении «S есть Р», на место Р нельзя поставить существование. Мы часто говорим: «Вещь S перестала существовать».

Используемая речевая форма наводит на мысль, что существование есть приобретаемый или же теряющийся признак. Но это впечатление обманчиво. Правильно говорить, что признаки вещей изменяются, они могут возникать и исчезать, но не существовать. Можно дать четкое объяснение процессу возникновения, но не существования. С учетом этого при исследовании значения термина «существование» ученые стараются быть осторожными. Это условие предполагает, что следует исходить из содержания развитых теорий.

Поступив таким образом и используя в соответствии со своей специализацией логику, У. Куайн (см.) пришел к заключению, что принять объекты некоторого вида — значит рассматривать их как значения связанных переменных, т.е. переменных, входящих в область действия кванторов, например квантора всеобщности. Поясняя ситуацию, отметим, что все научные законы можно записать, используя квантор всеобщности. Согласно второму закону Ньютона (см.), для всех масс выполняется уравнение F1 = m1a1 Мы можем сказать, что существуют силы (F1), массы (m1) и ускорения (а1). Разумеется, в данном случае существование не понимается как некоторый признак вещей. Обобщая вышеизложенное, можно констатировать: существует то, что концептуально выражается теорией.

Существуют электроны, протоны, слоны, товары, но не кентавры, лешие и домовые. В науке проблема существования связана с определением тех объектов, которые актуальны, а не иллюзорны. В этой связи можно непротиворечиво рассуждать об онтологии, философской дисциплине, которая в центр своего внимания ставит вопрос о действительных, а не эфемерных вещах. В любой науке есть три уровня: языковой, ментальный и референтный. В соответствии с содержанием этих уровней можно говорить о существовании слов, предложений, текстов, менталей (чувств, эмоций, аффектов, мыслей, суждений, умозаключений), материальных вещей. Есть философы (среди них виднейший — М. Хайдеггер), которые преднамеренно выступают от имени онтологии и явно скептически относятся к теории познания, философии науки и другим философским дисциплинам. Но противопоставление онтологии другим составным частям философии несостоятельно. Строго говоря, онтология имеет дело с референтным уровнем теории. Если речь заходит о менталях, то они рассматриваются в качестве референтов. Что касается онтологии Хайдеггера, то в научном отношении она далека от образцовых теорий. Его главная мысль состояла в том, что человек должен ненавязчиво, бдительно и осторожно вписаться в окружающий его мир, прежде всего используя достоинства языка.

Многие философы, выступающие от имени онтологии, довольно откровенно культивируют метафизические иллюзии.

В.А. Канке - "ФИЛОСОФИЯ НАУКИ"
КРАТКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика