Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Биоэтика

Биоэтика — метанаука биологических и медицинских дисциплин. Человек в качестве homo moralis так или иначе включает в свой этический контекст все науки. В полной мере это относится и к биологическим и медицинским наукам. В связи с этим вполне правомерно ставить вопрос о биологической и медицинской этике. В пользу последней за четыре века до нашей эры высказывался Гиппократ. В клятве, носящей его имя, он, как известно, сформулировал этические принципы поведения врача: «Употреблю все свои силы для помощи больным и воспрепятствую несправедливости и нанесению вреда». Что касается Б., то потребность в ней возникает тотчас же, как только ставится вопрос о разумном отношении людей к миру живого, с которым они связаны тысячами нитей. Любая биологическая наука, в т.ч. дарвинизм и генетика, может проблематизироваться в этическом отношении. Впрочем, в данном месте нас интересует не эта проблематизация, а своеобразный феномен, который фигурирует под термином «Б.» (его предложил Р. Поттер) и стал весьма популярным в США в начале 1970-х гг. Под Б. понимается не биологическая этика, а междисциплинарная область знания, охватившая широкий круг этических проблем, вызванных к жизни бурным развитием биологических, медицинских, а также социальных наук. В связи с этим вместо Б., пожалуй, целесообразно рассуждать о социобиомедицинской этике, но использованный термин громоздок, и самое главное, не согласуется с устоявшейся лингвистической практикой.

При желании можно проследить развитие биоэтических идей, начиная с Античности. Но наш интерес сосредоточен на современной Б. как этапе развития этических идей, не имеющего прямого аналога в прошлом, за пределами второй половины XX в. По окончании Второй мировой войны постепенно созрело убеждение, что бурное развитие науки и техники коренным образом перестраивает всю сферу биологии и медицины.

Происходивший концептуальный поворот стимулировался успехами многих наук, но решающие импульсы исходили от генетики, особенно после разработки в начале 1970-х гг. технологии рекомбинантных (заново построенных) ДНК. В отличие от классической генетики и молекулярной биологии, предметом изучения которых были уже существовавшие молекулы ДНК, неклассическая микробиология исследует активные, проективного характера действия с рекомбинантными ДНК. Решающее новшество состоит в широком культивировании и в биологии, и в медицине инженерного подхода. Но если проектируется живое, то возникает вполне естественный вопрос о том, что можно и что нельзя делать с организмами, особенно с человеческими существами. А это уже явно этический вопрос, приобретающий особую заостренность тогда, когда речь заходит, например, об эвтаназии, абортах, обращении с тяжело больными. В какой степени отдельные личности имеют право проектировать свое биомедицинское будущее, и должны ли ученые и специалисты помогать им в осуществлении их планов?

Родиной Б. являются США. Именно среди американских ученых созрело убеждение, что для регулирования биотехнологий необходима новая этика, аналога которой нет ни в философии, ни тем более в христианстве, в рамках которого культивируется весьма подозрительное отношение к инженерно-творческим способностям человека. Бурное развитие биотехнологий привело к становлению биоэтического движения. Один за другим образовывались биоэтические центры, но относительно статуса биоэтики не было желаемой ясности. А между тем остро ощущалась потребность в координации деятельности ученых и специалистов. А для этого необходимо было выработать принципы, основания Б. Эту задачу предстояло разрешить специально созданной в 1978 г. по заданию Конгресса США национальной комиссии, состоявшей из одиннадцати человек. В т. наз. Белмонтском докладе комиссия обобщила свои выводы, сформулировав три биоэтических принципа: автономии личности, благодеяния и справедливости. На наш взгляд, именно со времени Белмонтского доклада Б. завоевала статус самостоятельной дисциплины. Она приобрела основательность, а спорящие стороны получили общий для них предмет анализа. Само его наличие открывало возможность для достижения согласия. Впрочем, достичь его не удалось по настоящий день.

Критики принципов Б. часто утверждают, что среди них нет концептуального лидера. На наш взгляд, этим лидером является принцип ответственности. Тот, кто не руководствуется им и демонстрирует безынициативность и равнодушие, надо полагать, не справится с моральными дилеммами, которые в Б. встречаются на каждом шагу. Таким образом, у Б. есть и специфический метод, и особенная методология. Они являются разновидностями прагматического подхода. Что же касается принципов Б., то их нужно приводить в следующем порядке.

1. Принцип ответственности.
2. Принцип благодеяния: добивайтесь максимизации социобиомедицинского преференциального содержания совершаемых действий.
3. Принцип автономности (читай: свободы) личности.
4. Принцип информированного согласия.
5. Принцип научного актуализма: принимая решение, руководствуйся наиболее развитыми теориями и возможностями передовых технологий.
6. Принцип справедливости. Нетрудно видеть, что без принципа ответственности другие пять принципов теряют в силе и блекнут.

В.А. Канке - "ФИЛОСОФИЯ НАУКИ"
КРАТКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика