Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Древний Египет

Под Востоком понимают общества, которые имеют лишь неантичне культурные корни. В старину на Ближнем Востоке расцвели могучие цивилизации - Египет, Шумер, Вавилон, Финикия, Палестина. В социально-политическом плане общей отличительной чертой всех этих цивилизаций была их принадлежность к восточных деспотий, которым в той или иной степени присущи монополизация и централизация власти, ее персонификация в лице деспота (царя, фараона), сакрализация (подчинение религиозным нормам) всей жизни общества , наличие систем перманентного физического и психологического террора, жестокого угнетения масс.

Огромную роль играло государство, которое играло собой своеобразную надстройку над множеством крестьянских общин. Эта роль выражалась в осуществлении ирригации, престижного строительства (пирамиды, дворцы и т. п.), контроль за всеми сторонами жизни подданных, проведении внешней военной экспансии. Этот регион внес значительный вклад в культуру всего человечества. Сказанное прежде всего касается Древнего Египта.

Существенный фактор развития древней египетской цивилизации - природные условия: огромный контраст между лишенной жизни пустыней и цветущим оазисом, которым страна обязана Нила. Нельзя не отметить очень высокого плодородия почв в долине Нила, где обычно собирали по два урожая в год благодаря уникальному климату и почве. Однако такой достаток локализовался лишь в долине Нила, равной 3.5% территории Египта, остальные - 96.5% - неплодородна и безлюдная пустыня. На небольшом клочке плодородной земли сегодня живет 99.5% населения. Примерно такое же соотношение было и во времена фараонов. Природные условия (пустыни и Средиземное море) в определенной степени способствовали изоляции страны. Эта природная изолированность предопределили появление феномена этноцентризма: в древнеегипетском языке слово "люди" означает только "египтяне".

Древний Египет - типичная восточная деспотия с тотальной властью государства, которая сливалась в общественном сознании с фараоном. Фараон - это живое божество, предмет всеобщего поклолиння. В древнеегипетских текстах о деспота говорилось: "Это каратель, который дробит лбы, бьется он неутомимо, не щадя никого и истребляя всех без остатка, всеобщий любимец, он полон очарования, он вызывает любовь. Город любит его больше, чем себя, отданное ему больше, чем своим богам ". Даже произносить его имя простым смертным запрещалось. Следовало говорить "большой дом".

Время зоснування египетского государства (примерно IV тыс. до н. Э) скрывается в глубокой древности веков. Вследствие войн возникают два царства: Северное и Южное. Они объединяются по фараона Менеса, который основал первую династию. Всего в истории древнего Египта, по подсчетам жрец Менефон, было 30 династий.

На конец додинастический эпохи формируются основные характерные для древнеегипетской культуры свойства: иероглифическое письмо, художественный стиль, а также религиозные представления и культ мертвых. За первых династий (Раннее царство) Египет превращается в централизованную ранньорабовласницьку восточную деспотию с огромным государственным аппаратом. В таких условиях фараон был отделен от народа многочисленными чиновниками. До наших дней дошло много древнеегипетских документов, которые убеждали молодых людей становиться переписчиками или государственными служащими, поскольку эта работа почетная, чистая и легкая. В эпоху Древнего царства (около 2800-2250 гг до н.э.) в царствование Джосера его верховным сановником, гениальным архитектором, целителем и мудрецом Инхотепом была сооружена первая пирамида. При фараонах Хуфу (Хеопс), Хафра и Менкаура было осуществлено строительство крупнейших пирамид. Высота пирамиды Хеопса достигала 146 м, а длина стороны основания - 230 м. На ее сооружение использовано 2 млн 300 тыс. каменных блоков масса каждого из них - 15 т. причем точность подгонки блоков и сегодня поражает воображение - между ними невозможно просунуть лезвие ножа. По словам "отца истории" Геродота, Хеопс виновен в том, что Египет переживал большие беды. Прежде всего он запер все храмы и запретил египтянам приносить жертвы, потом заставил их работать на него. Они носили глыбы из каменоломен, расположенных в Аравийском позвоночнике. После переправы камни через реку его принимали другие египтяне и тянули к позвоночника, который назывался

Ливийским. Так работали непрерывно в течение каждых трех месяцев года сто тысяч человек. Народ в течение десяти лет строил путь, которым носили глыбы. Сооружение пирамиды длилось 20 лет. На епохи Среднего царства (около 2050-1750 гг до н.э.) приходится расцвет древнеегипетской культуры. При въезде в новую столицу - город Файна - было построено огромное сооружение с тысячью помещений, хоров, галерей и коридоров. Греки называли ее лабиринтом.

После восстаний (описанных в известной памятке древней египетской литературы "Предложение Ипусера") и вторжения кочевников-гиксосов, которые установили на века свои династии, к власти пришел фараон Яхмос. Его правлением начинается эпоха Нового царства (около 1580-1088 гг до н.э.). Это был период наибольшей политической и военной мощи Древнего Египта. Одновременно усиливается каста жрецов, особенно в храмовых комплексах Карнак и Луксер, посвященных главному богу Фив - Амону. Особое место в истории этой цивилизации занимает так называемая "древнеегипетская реформация", связанная с именем фараона Аменхотепа IV (Эхнатона), который, пытаясь свести весь политеистичний пантеон к культу единого бога, вступили в ожесточенную борьбу с жрецами, которые противились его нововведениям. Эхнатон переносит столицу из Фив в Ахетатон (современная Эль-Амарна). Этот город известен самым интересным периодом в истории древнеегипетского изобразительного искусства, получивший название эль-амарнского.

Рассматриваемый в развитии художественной культуры Египта этап характеризуется пристальным вниманием к внутреннему миру человека, точным изображением драматизма жизненных переживаний, не похожим на статические рельефы предыдущих царств. До наших дней дошли изображения самого Эхнатона и его жены Нефертити, которые справедливо считаются шедеврами мирового искусства. Около 1085 г. до н.э. Египет вступает в очередной этап своей истории, в эпоху Позднего царства, которая продолжалась вплоть до завоевания страны Александром Македонским в 332 г. до н.э. Египтяне создали многочисленных пантеон богов. Самыми известными были Осирис (бог, который умирал и воскрешався, символизируя циклы Нила), Изида, Гор, Амон, Атон и другие. Существовал культ животных: льва, дикого быка, крокодила, кошки. Особым почетом пользовался священный жук-скарабей. По верованиям египтян, судьбой людей распоряжаются боги. В конце жизни человека ожидает переход в загробное царство, но предварительно она должна предстать перед Страшным судом, где боги держат в руках свой свиток с записью добрых и злых дел человека, которому предоставляется право на самозащиту. Одна из таких предсмертных оправдательных речей сохранилась. В ней египтянин заявляет, что он не оскорблял удов и сирот, не крал, не лжесвидетельствовал, не сводил клеветы, не подпиливал гири на базаре, не делал препятствий на пути потока, не опускал перо в чернильницу с целью сделать зло ближнему. Он чист, чист, чист.

Виднейшие литературные памятники Древнего Египта - это "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга мертвых", "Песнь арфиста", "Беседа разочарованного со своей душой", написанные древнеегипетской языке, которая стала мертвой в начале нашей эры. На смену этому языку пришла коптская, которая просуществовала около 17 веков, прежде чем тоже стать мертвой. В наше время она сохранилась лишь в культовом потребления египетских христиан-монофизитов.

В 1799 г. у города Розетта (Египет) во время экспедиции Наполеона французский инженер Бушар нашел "Розеттский камень" с древнеегипетских письменами, которые расшифровал его соотечественник Франсуа Шампольон.

Египтяне оставили человечеству изобретенный ими папирус, монументальную каменную архитектуру, пирамиды (одно из немногих чудес света, сохранившееся до наших дней). Об пирамиды египетское пословица утверждает: "Все в мире боится времени, а время боится пирамид". Сохранились также скульптурный портрет, идея художественного канона, изложенная в тексте "Распоряжение для стенной живописи и канон пропорции", математические и астрономические знания подобное.

На восток от Египта в междуречье Тигра и Евфрата возник ряд государственных образований: Шумер, Вавилон, Ассирия. Известны такие шумерские города-государства, как Аккад, Шуруппак, Ур и другие. Многие источники указывают на серьезные астрономические и математические достижения шумеров. Однако самым весомым их вкладом в сокровищницу мировой культуры остается "Сказание о Гильгамеше", эпического героя, который, борясь с многочисленными врагами и побеждая их, пробуя свои силы и переживая радость бытия, решает "проклятые вопросы" о смысле жизни, назначении человека, сущность смерти .

Несколько позже на этой территории произрастает Вавилонское царство.Государственный строй Вавилона отличается от древнеегипетского меньшим значением жрецов как аппарата управления, орошением и сельским хозяйством в целом. Здесь не сложилась кастовая организация жрецов. Значительным влиянием пользовались военные, а также царская придворная бюрократия.

Вавилон оставил интересную юридическую памятку "Законы царя Хаммурапи", в которой была предпринята попытка обобщить опыт функционирования восточной депотичнои государства. Вавилонский политический режим представлял собой образец теократии, единства светской и религиозной власти, которая находилась в руках деспота. Вызывают интерес архитектурные ансамбли, рельефы, скульптурные изображения Вавилона. Ассирийская держава, которая отмечалась слишком (даже для того времени) милитаризованным характером, вместе с тем оставила и ряд интересных памятников культуры, среди которых рельефы, воспроизводящих сцены охоты, скульптурные зибраження крылатых быков, архитектурные ансамбли, а также и одно из чудес мира, что дошло до наших дней, - висячие сады Семирамиды. Ассирийским изображением присущ крайний реализм, доходящий иногда до натурализма.

Северо-западнее Междуречье узкой полоской между Средиземным морем и Ливанскими горами, между Синаем и Иорданом протянулась Палестина, маленькая земля, которая сыграла большую роль в мировой истории и культуре. Географическое положение Палестины обеспечивало чрезвычайное разнообразие культурных, экономических и политических влияний, поскольку страну окружали Египет, Финикия, Ассирия, Хеттское царство. Значительное влияние на Палестину имела также Крито-микенской цивилизации. Скотоводческие племена Палестины, семитские по происхождению, соблюдали нормы иудоизму, последовательно монотеистической религии, которая так и не стала мировой вследствие своей этнической замкнутости. Это была и есть типично национальная религия, связывавшей свою догматику с одним народом, избранным богом.Палестинская культура пережила значительное влияние Древнего Египта результате египетского плена, власти египетского фараона, освобождение от которой иудейскому народу стоило значительных усилий и жертв. Катострофични последствиях мало ассирийское вторжение, с которым связано появление иудейской диаспоры, а также персидское владычество. Впоследствии Палестина вошла в состав эллинистической империи Селевкидов, а позже стала римской провинцией - Иудеей.

Особенно драматично сложилась история Палестины в период римского владычества. В III в. до н.э. римский полководец Помпей захватил Сирию, а затем, воспользовавшись внутренней борьбой в Иудее, ввел туда войска и захватил Иерусалим. В конце I в. до н.э.Иудеей правил царь Ирод, который, стремясь навязать своей стране античную культуру, строил храмы в греческом и римском стиле, а также возводил многоэтажные и многоквартирные дома (инсулы). После смерти Ирода в Иудее вспыхнули восстания. Наместник Рима в Сирии квинтеля Вар разгромил повстанцев в Галилее и на юге Палестины, распяв на крестах 2000 человек. Эти события вызвали в стране неоднозначные реакции, в частности, возникли различные секты: саддукеев, ортодоксов Библии, которые одновременно терпимо относились к римлянам, фарисеев, которые признавали воскресения мертвых и загробную жизнь, зелотов, вступавших за активную борьбу с римлянами. Примерно в этот же период возникает и "Кумранские община ессеев". Ее сторонники называли себя "Эйвон" (нищие), "сыны света" и т. п. Их учение сводилось к дуализма добра и зла, веры в боговибранисть "сынов света", конце света и грядущего мессию.

Во главе общины стоял "учитель праведности", который после смерти, как правило, канонизувався. После второй мировой войны найдены письменные источники о Кумраниты - "Рукописи Мертвого моря". Кумраниты были посредниками между ортодоксальным иудаизмом и христианством. Именно в них идея избранности целого этноса впервые заменяется идеей избранности индивидуальности, где национальный момент снимается. Наибольшая достопримечательность мирового значения, шедевр культуры древней Палестины - Библия. Она, как известно, состоит из Ветхого Завета и Нового Завета.Ветхий завет состоит из трех больших циклов: Тора, или Пятикнижие - пять хроникально-законодательных книг, якобы написанных Моисеем; Пророки - раздел, в который входят древние религиозно-мифологические хроники - Книга Иисуса Навина, Книга Судей Израилевых, Книги Самуила и Книги Царств, а также пророческие произведения, приписываемые Исайи, Иеремии, Езеклиилю и проч., а также "малым пророкам"; Писание - собрание текстов разных жанров (гимны, сборники афоризмов, назидательные повести, лирическая поэма "Песнь песней", хроникальные тексты).

В этих книгах поражает внутренняя противоречивость, которая, однако, не нарушает их литературной целостности: парадоксальная единство религиозно-племенной исключительности и общечеловеческой широты. Например в Книге Иисуса Навина описывается исключительно этнический Бог, а у пророка Амоса богам предоставлены абсолютные, общечеловеческие черты. В одних текстах - воинствующие призывы, а в других, как у Исайи, требование "перековать мечи на орала". Книга Ездры строго осуждает межнациональные браки, а Книга Рут делает такой брак предметом восхваления. Основное содержание Пятикнижия - это религиозно-юридические нормы, которые должны регулировать жизнь человека и народа.

Во всех мифологиях мира отражается потребность в высшей санкции: выведение человеческих законов из вселенских. Необходимое Начало - Естественное и Этническое, именно поэтому и Пятикнижие открывается двумя исповедями: 1) Бытие (Генезис) 2) Книга Исхода. В начале Книги Бытия описывают шесть дней творения. С водной пучины, над которой снувався мрак, были созданы небо и землю. Все творится актом воли, выраженный в формуле «Да будет!".

В Книге Исход говорится о богоизбранный народ. Она начинается с описания пребывания одного из иудейских колен (родов) в Египте, с бегства Моисея на Синае, где заключается договор с богом Яуве. Моисей получает десять заповедей. В книге Исход эпос незаметно переходит в изложение заповедей, законов и уставов. Нельзя не обратить внимания на богоборческие матив в Библии, на книгу Иова, где запечатлен трагический исход спора человека с Богом, на очень интересный текст Екклезиястова (Когелет), созданный неизвестным книжником, живший в IV в. до н.э. в Иерусалиме. Тщетность и бессмысленность бытия, абсурдность стремлений сыновей людских и напряженный поиск Абсолюта - вот духовное содержание всего стилистично завершенного произведения. Неизвестный пророк стремится не мировой гармонии, а мирового смысла, то есть понимание сути человеческого значение происходящего. Нет мира здесь, а есть волнующая, страдающая душа человеческая.

На территории индостанского субконтинента уже в III тыс. до н.э. существовали раннеклассовые общества, созданные автохтонным (коренным) населением.Древнейшие жители Индии, которые основали государства Мохеджо-Даро и Хараппа, принадлежали к дравидийской ветви негроидной расы. В середине II тыс. до н.э. началось вторжение арийских народов, принадлежавших к европейской расе. Они разгромили дравидов, оттеснили их на юг и создали свою собственную государственность. Индийская культура – это собирательное название, поскольку оно является синтезом арийских, дравидийских, мунда и других культурных элементов.

Арийские племена принесли в Индию свою литературный язык - санскрит (в переводе - упорядоченная, доведенная до совершенства). Кроме того, употреблялось и родственная санкриту ведийская язык, на котором было написано "Ригведа", а также язык пали (в буддийских текстах) и язык пракрити (обычная, неупорядоченная). Разными были и их социокультурные функции: санскрит - язык индуистского богослужения, ведийская - особый диалект древнейших религиозных гимнов, сваи - выбрали буддисты, пракрити - речь сторонников джайнизма и низких слоев населения. В общем, эти языки были более или менее распространенными, играя прежде роль демаркационной линии между различными социальными слоями людей.

Одной из важнейших культурных памятников Индии, средоточием ее древней духовности выступает ведийская литература. Это большое собрание текстов в стихах и прозе, включающих гимны и торжественные стихи, легенды и толкования ритуала, философские диалоги и размышления. Слово "веда" означает "знание", самой священный гнозис. Сначала почитались три Веды: Ригведа - гимны (время возникновения - около 1000 лет до н.э.). Ее язык близок к языку "Зенд-Авесты", религиозного текста древних иранцев; Самаведа - торжественные стихи и песни; яржурведа - жертвенные высказывания. К ним примыкают брахманы - прозаические тексты теологического содержания, объясняют ритуал. С ним связаны араньяки и упанишады - философские трактаты в стихах и прозе, содержащие размышления о природе, боге, человеке, их связи и место в мире.

Самхиты, брахманы, араньяки и упанишады создают священный канон брахманизма подобно Библии у евреев или Корану у мусульман. Гимны в брахманистского каноне посвященные многочисленным богам: Агни (богу Огня), Ваю (богу Ветра), Сурья (богу Солнца), Индра (богу грома). IV и III вв. до н.э. справедливо считают золотым веком Индии. В этот период возникает государство Магадха. Строится очень красивая (по словам греческого историка Мегасфена) столица Паталипутра. Появляется ряд выдающихся научных произведений, в том числе и трактат по вопросам политики и экономики "Артхашастра" - "Наука о выгоде".

Создается большое количество великолепных индуистских храмовых комплексов с уникальной в своей выразительности и технике резьбы индийской каменной скульптурой.Развиваются поэтические и особенно философские школы: веданта, локаята, вайшешика, йога. Конституються различные направления буддийской философии, в том числе дхьяна, которая в Китае получила название "чань", а в Японии - "дзен". Буддизм ведет ожесточенную борьбу с брахманизмом, но постепенно теряет свое влияние в Индии и его центры перемещаются в другие страны.

В 326 г. до н.э. на Индию напал войско Александра Македонского, который покорил ряд приграничных индийских княжеств. Однако уже через 20 лет его политический преемник Селевк был разгромлен одним из основателей империи Маурьев, царем Чандрагупте Маурья. На пограничных землях между Индией и эллинскими владениями возникли греческо-бактерийське и греческо-индийское царства, через которые греки производили значительное влияние на искусство, астрономию, медицину Индии. С IV в. до н.э. до IV в. н.э. создается жемчужина индийской культуры "Махабхарата" - "Великое сказание о потомках Бхараты", которое состоит из 100 тыс. двустиший - шлок (это в восемь раз превышает по размеру "Илиаду" вместе с "Одиссея"). Во введении говорится, что создал поэму мудрец Аяса. В ней рассказывается о борьбе за власть между двумя царскими родами - коуравамы и Пандавов. Однако главный сюжет занимает не более четверти всей поэмы, остальные - моральные, политические, философские, социальные размышления.

Самый сложный с точки зрения философии раздел "Махабхараты" называется "Бхагавадита" - "Божественная песня". Это духовное ядро эпоса. Не менее значительным произведением является и "Рамаяна" - "Деяния Рамы", сюжет которой сводится к похищению прекрасной жены царя Рамы. Все произведение отмечается эмоциональностью, художественным изяществом, специфической архитектоникой, когда обычный героический эпос незаметно превращается в чисто литературный, "искусственный" эпос наподобие "Мартина Фьеро" Эрнандеса в латиноамериканской литературной традиции, "Лузиард" Камоэнса в португальской, "Лачплесиса" Пумпура в латинском и т. п. Подобная метаморфоза осуществляется за счет покорения эпического действия условной литературной трактовке.

Вызывает уважение древность и самобытность культуры Индии, ее внутренняя разнообразие (этническое и социальное), что проявилось и в особой социокультурной роли языков. Следует также помнить об особом значении кастовой системы, ее влияние на культурные процессы брахманизма, индуизма и буддизма. Это дает возможность понять истинный смысл, смысл и историю формирования многих восточных культов, таких как дзен-буддизм, "миссия Рамакришны" и тому подобное. Объективный научный взгляд на проблему снимает с нее ореол мистичности, дешевой сенсационности. Понятно, что критический анализ этих культов нельзя сводить к примитивному их осуждение, обеспечение наличия в них какого-либо позитивного содержания.

Древний Сход имел большое влияние на формирование культур Древней Греции и Рима: известен целый ряд греческих заимствований у египтян, шумеров, вавилонян, ассирийцев, финикийцев и тому подобное. Это и греческий алфавит, возникший под прямым влиянием Финикии, и философские знания Эллады на основе творческого усвоения научного наследия египтян и вавилонян, и астрономические навыки, которые идут от шумеров, и многое другое. По моему мнению, культура Древнего Востока большое влияние на культуру Европы, а также на всю мировую культуру.

  • Категории раздела:
  •      Другое
  • Смотрите также:
  •  



    Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору! 
    Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник
    Яндекс.Метрика