Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Наука как социальное явление

Социология науки.

В современных условиях исследования проблем сущности науки, ее гуманистических, мировоззренческих, методологических основ, путей развития и функционирования в различных социальных системах, глубины и характера влияния на общественную жизнь и судьбу человечества приобрела огромную актуальность, большую теоретическую и особенно практическую значимость. Это обусловлено, прежде всего, бурным ходом научно-технической революции, что привело к превращению науки в непосредственную производительную силу, росту ее всепроникающего влияния на общественную жизнь, глобализации и противоречивость ее социальных последствий.

Никогда ранее человечество не переживало столь ответственный и важный для его будущего период как на пороге третьего тысячелетия. Исторический рубеж характеризуется небывалым взлетом человеческого гения, проникновением науки в микро-и макрокосмос, в глубинные основы жизни природы и человека. По мере того как наука и техника все более ощутимо превращаются в фундамент современной цивилизации, прогресс науки и будущее человечества неразрывно сочетаются в общественном сознании. Однако, наука воспринимается отнюдь не однозначно, многие ее открытия и технические новости будоражат воображение, смущают, а иногда и просто пугают современного человека, особенно когда речь идет о будущем. И это неудивительно. Современный научно-техническое развитие вызвало к жизни ряд не только положительных, но и негативных явлений, которые приобрели глобальные масштабы., Вот почему, приближаясь к рубежу третьего тысячелетия, человечество все с большим напряжением размышляет над этической, гуманистической оценке роли и назначении науки в общественной жизни. Вопрос о том, есть наука силой, служащей интересам и потребностям человека, независимо от социальных условий его бытия, или это демон, вырвавшийся из-под контроля человека и способен ее погубить, стали предметом всеобщего обсуждения.

Поэтому, настоятельная потребность осмыслить новый вид науки, формирующейся в условиях НТР, привела к становлению и даже своеобразного бума науковедения как комплексного средства самопознания науки. В чертах науковедения объединяются логико-гносеологические, социологические, экономические, правовые и многие другие исследования современной науки. Накопленные и накапливаются важные эмпирические сведения о конкретных процессах и тенденциях развития научного знания и научной деятельности. Все большее место занимает в современном науковедения социологическая проблематика.

Науковедение - скорее общее название различных направлений, типов исследования науки, среди которых выделяют шесть основных. Во-первых, логико-гносеологическое исследование науки, предметом которых выступает само научное знание, его структура, логика и диалектика его развития. Во-вторых, историко-научные исследования, акцентирующие внимание на конкретно-историческом процессе развития науки в целом и отдельных ее проявлениях. В-третьих, социологические исследования науки. В-четвертых, исследования экономических проблем развития науки. В-пятых, исследование психологии научного творчества. И, в-шестых, научно-метрические исследования как метод количественной интерпретации процессов в науке.

Итак, наука - сложное многомерное социальное явление и различные области знания, в различных конкретно-исторических условиях, изучают ее с разных сторон. Особенность социологии науки и, что она, отвлекаясь от содержания научного знания, его структуры и логики развития, рассматривает науку как социальный институт, как своеобразную форму и сферу деятельности.

Научная деятельность осуществляется в определенной системе отношений, в определенных формах организации и управления, ориентированных (в идеале) на обеспечение постоянного процесса прироста знаний и их использования на практике. В ходе научной деятельности осуществляется взаимодействие людей, ответственных за генерирование знаний, причем типы взаимодействия зависят от конкретных социокультурных условий. Предметом социологии науки выступает функционирования науки как социального института, в чертах определенного общества, как специфической системы норм и ценностей, иначе говоря, социология науки исследует социальные аспекты деятельности по производству научного знания, систему социальных отношений, возникающих в процессе движения нового знания от его появления до внедрение в практику, типы поведения ученых в различных социальных системах, их ценностные ориентации и предпочтения, а также конкретные формы взаимодействия науки и общества, науки и других общественных явлений.

Социология науки как самостоятельная отрасль социологии и науковедения зародилась в начале XX века на Западе и на первом этапе развивалась внутри социологии знания, где наряду с изучением религии и философии анализировались взаимосвязи знания и социальной системы. Заслуга в становлении социологии науки принадлежит Максу Веберу, Карлу Мангейма, Макс Шелер, Имре Лакатоса, Томасу Куну и многим другим.Очень большую роль в формировании социологии науки сыграли труды Джона Бернала, которого считают родоначальником марксистского направления в социологии науки XX века. А с именем американского социолога Роберта Мертона связывают становление социологии науки как самостоятельной дисциплины. Совокупность понятий и методов, сложившихся в трудах Роберта Мертона и его учеников образовала так называемую мертонианську парадигму, господствовавшую в социологии науки вплоть до 70-х годов.Ей на смену пришла когнитивная социология науки, объединяющей различные исследовательские программы. Их общей чертой выступает стремление объяснить не только нормы науки как социального института и формы поведения ученых, которые следуют нормам, принятым сообществом (что характерно для мертонианськои парадигмы), но и содержание научного знания в любых его формах. Однако, нельзя говорить о методологическом единстве современной западной социологии науки. В советской социологии исследования науки как социального института стало набирать силу в 50-и, особенно, в 70-80-е годы. Развитие социологии науки продолжает осуществляться на Украине и в современных условиях.

Функции социологии науки

Современная наука, вызывает ощутимые изменения в сфере общественного производства, становится одним из решающих факторов экономических, социальных, духовных преобразований, обновление культуры, качества образования общества и личности. Наука оказывается силой, способствующей развитию самого человека, его творческих способностей и умений. Казалось бы парадокс: в современных условиях даже чистый свет науки не может сиять иначе, как на фоне невежества. Часто научные знания не используются полностью для решения насущных социальных, а порой не имеют вообще никакого значения в жизни многих людей. Способствуя росту знаний, наука приводит к еще большему отчуждению человека, который бывает не в состоянии освоить все возрастающий поток информации, соотнести новые открытия из стереотипами, которые уже сложились. Так и массовое научное производство порождает такого же частичного работника, как и промышленное.

Внедрение достижений науки и техники в условиях несовершенства, противоречия социальной системы, не только открывает новые направления и перспективы реализации человеческой активности, но и порождает многие сложные социальные проблемы, остро ставит вопрос о будущем человека и человечества. Однако, никакого парадокса здесь нет. Есть только проблема большая и сложная, что касается понимания того, что такое наука, ее суть, с чем связана вероятность ее адекватной реализации или искажение в тех или иных условиях, что она несет человеку и что требует от него сегодня и в будущем . Постановка, осмысление таких проблем, поиск механизмов их решения выступает одной из важнейших задач социологии науки, определяет ее социальную значимость.

Социологические исследования науки имеют теоретическое и прикладное значение.

Теоретическое значение социологии науки состоит в том, что осмысление науки как социального явления помогает раскрыть специфику научной деятельности, изучить те, что состоят здесь отношения, выявить взаимосвязь научной сферы с другими сферами общественной жизни, глубже понять актуальную и потенциальную значимость науки. Все это важно для управления и организации научной деятельности, ее упорядочения и оптимизации, повышения ее социально-экономической производительности и эффективности, выработка научно обоснованной национальной и международной политики государства, т.е. необходимо для развития самой науки и для управления ею со стороны общества.

Прикладное значение социологии науки связано с тем, что полученные здесь результаты исследования широко используются для решения конкретных практических задач и проблем. Особенно большое практическое значение конкретных социологических исследований науки. Они дают возможность выявить реальные показатели в тенденции развития науки в ее взаимосвязи с обществом. Например, можно "замерить" динамику численности научного и научно-технического персонала, проследить кривую роста публикации, распределение средств, ассигнований, общую производственную эффективность применения науки и другие параметры подобного рода. С помощью методик и процедур, используемых в конкретных социальных исследованиях, можно сопоставлять и измерять не только "физические" показатели, но и нематериальные "объекты" мнения, оценки, способы ориентации и т. п. Практическое значение описания и осмысления параметров, соотношений для рационального научного управления вполне очевидно, так как эффективное управление по природе всегда конкретное. Конкретно-социологические исследования развития науки, проводимых позволяют выявить не только ее особенности в рамках определенной социальной системы, но и раскрыть специфику науки именно в данной стране, в определенный исторический период. В социологии науки выделяется и еще общекультурная, гуманистическая функция. В современных условиях наука становится все более значимой и существенной составной частью окружающей реальности, в которой так или иначе должна ориентироваться, жить и действовать. Влияние ее на общественную жизнь противоречивый. Поэтому важная гуманистическая оценка возможностей, науки, раскрытие ее человеческого измерения, наличие общих представлений об особенностях развития науки в ее взаимосвязи с обществом. Это необходимо, во-первых, для понимания перспектив и возможностей развития человека и цивилизации в свете новых открытий науки и их социально-экономических, глобальных последствий, для выработки правильной оценки науки в общественном мнение, во-вторых, формирование научного мировоззрения человека невозможно без способности и готовности овладевать новыми научными знаниями, в-третьих, для правильной ориентации процесса обучения и воспитания, необходимо знать какие требования предъявляет научно-технический прогресс к человеку.

Итак, социология науки имеет не какое абстрактно-отвлеченное значение, а может стимулировать развитие науки и общества, косвенно влиять на социально-экономическую жизнь, влиять на общественную психологию и идеологию, быть важной предпосылкой эффективной национальной и международной политики государства и, что особенно важно, выполнять гуманистическую, общекультурную функцию.

Наука социальное явление

Для более глубокого понимания места и роли науки в современном мире, для выявления ее актуальных и потенциальных возможностей целесообразно определить само понятие наука, его суть. Однако, здесь подстерегает целый ряд трудностей. Дело в том, что в современном науковедения отсутствует общепринятое и достаточно адекватное определение науки, а Джон Бернал, например, даже считает такое определение невозможным и даже бессмысленным. Объясняется тем, что, во-первых, в меняющиеся исторические эпохи, в разных культурных традициях, статус науки приписывался не только различным, но и противоположным видам знания и познавательной деятельности, во-вторых, существует большое разнообразие систем знаний по которым закреплено название той или другой науки и которые, на первый взгляд, проявляют мало сходных черт, в-третьих, есть разнообразие исходных методологических позиций при определении науки. Для преодоления трудностей необходимо соблюдать предварительные условия определения науки: рассматривать науку как функционирующий и системный объект, развивающийся, определять науку применительно к наиболее развитых и сложных ее форм, выделить систему отличительных признаков науки.

Многомерный, системный характер науки раскрывается в описании, которое дает Джон Бернал: науку нужно рассматривать, во-первых, как институт, то есть организацию людей, выполняющих определенные задачи в обществе, во-вторых, как метод, т.е. совокупность способов открытия новых сторон и закономерностей природы и общества, в-третьих, накопление научных традиций; в-четвертых, важным фактором развития производства, в-пятых, источник новых идей, принципов мировоззрения. Системой отличительных признаков науки выступают, во-первых, непосредственная цель науки: описание, объяснение, прогноз процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе законов, открываемых ею, то есть теоретическое отражение действительности, во-вторых, стремление к получению нового, истинного знания, в-третьих, научное знание носит системный характер и строится по принципу все об объекте, в-четвертых, объекты науки не сводятся к реальным объектам, они имеют идеальный характер; в-пятых , наука имеет собственный язык и средства познания, поэтому научная деятельность предполагает специальную подготовку познающего. Итак, наука это одновременно и сложная, функционирующая система знаний, образующих научную картину мира и форма деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию новых объективных знаний о действительности.

Главный интерес социологии науки сосредоточен на изучении, раскрытии особенностей науки как формы и сфер человеческой деятельности. Здесь наука появляется как специфическое производство, качественно отличное от всех других видов общественного производства, во-первых, целью. Если целью материального производства выступает создание материальных благ, а искусства как формы духовного производства художественных ценностей, то научная деятельность нацелена на производство новых объективных знаний о мире и человеке. Цели науки имеют во многом вероятностный характер. Научная деятельность выделяется из ряда других сфер общественного производства достаточно значительной неопределенностью относительно предвидения научных результатов, сроков производства (в том числе и благоприятного или неблагоприятного выхода научной деятельности).

Во-вторых, своими продуктами, результатами научной деятельности, доказательствами. Если одни и те же продукты материального производства создаются тысячами или миллионами, то продукты научной деятельности неповторимы. Создание в сфере научного исследования одинаковых единиц знания лишены значения. Определяющий критерий эффективности науки новизна знаний. Эффективность не в том, что на их производство затрачено мало средств, а в том, насколько новую информацию о действительности несут знания. В отличие от продуктов материального производства приобретенные знания (если они истинны) не приходят в негодность, а, наоборот, подлежат еще большему утверждению, совершенствованию и развитию.

В-третьих, своими средствами производства. Научное познание как форма духовного производства отличается от других его форм способом отражения действительности. Научное освоение мира начинается тогда, когда сознание раскрывает существенные стороны действительности, отображая их в соответствующей теоретической (понятие, категория, законы, теории, гипотезы) и исторической форме. Наука высшая форма познания мира и благодаря своей особенности способна обслуживать деятельность людей во всех ее сферах. Своеобразные и орудия научной деятельности - инструменты мышления того познающего (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстракция и т.д.), а также инструменты научного экспериментирования, т.е. материальная техника науки.

Своеобразная и система организации научной деятельности. Во многом она зависит от структуры научного исследования, от логической розмежованости на информационные процессы. Специфический и субъект научной деятельности, не только потому, что должен быть специально подготовлен, но и в сочетании индивидуальной и коллективной начал.Возраст ученых-одиночек прошло. Им на смену пришли большие научные коллективы. В современных условиях для решения некоторых научных проблем все чаще объединяются усилия ученых разных специальностей. Но коллективный характер труда в современной науке не умаляет роли индивидуальности ученого. Преимущества коллектива бесспорные, когда нужно развивать или реализовывать определенную идею, но сама идея продукт индивидуального творчества, то есть для успешной научной деятельности необходимо оптимальное сочетание коллективного и индивидуального начал в производстве знаний.

Научная деятельность имеет внутреннюю логику развития. Поэтому наука, особенно в сфере фундаментальных исследований, может прийти к открытиям и достижениям, которые трудно объяснить потребностями данного этапа общественного развития. Такие опережающие результаты воспроизводятся обычно несколько раз, прежде чем найдут практическое применение. Относительная самостоятельность науки (как целого, так и отдельных направлений) может привести и к отставанию иногда на довольно продолжительное время, от потребностей производства и общественной жизни. Обладая внутренней логикой развития, наука выступает саморозвиваючоюся и саморегулируемой системой с присущими ей законами становления, функционирования и развития.

Наука и общественный прогресс

Наука всегда выступала мощным, стимулирующим, революционизованим фактором общественной жизни. Научные открытия помогали человеку в сложном, порой мучительном овладении силами природы. Научные представления, что Производятся в разные эпохи о мире служили важным фактором борьбы с мифологическими, религиозными пережитками в сфере мировоззрения. Будучи системой, исторически развивается, критически относясь к наличного знания и его предпосылок, наука постоянно открывает все новые горизонты познания, а вместе с ними и новые перспективы развития человека, человечества.

Конечно, взаимосвязь науки и общественного развития по-разному проявляется в различные исторические эпохи. На ранних этапах развития общества влияние науки на материальное производство недостаточно ощутим. Между научными открытиями и их внедрением в практику, распространением их среди широких слоев населения проходили часто века. Естественно, и социальная значимость науки понималась иначе, чем в современных условиях, хотя всегда оценивалась довольно высоко. Уже в античности знания рассматривалось как составная часть и необходимое условие добродетели, а высшей формой деятельности считалось созерцательная деятельность ученого-мудреца. Созерцательный идеал знания, Сложившийся в античности, согласно которому оно хорошо само по себе, сохранился и в средние века. Но поскольку истина считалась прерогативой теологии, то под лучшим знанием понималось то, которое вело к богу. Хотя наука даже не претендовала на то, чтобы оспорить в религии право на формирование мировоззренческих истин, ее влияние на общественную жизнь не исчезло. Взаимосвязь науки и прогресса становится более явной в эпоху Возрождения и, особенно, нового времени. Бернард Рассел замечал, что почти все, чем отличается новый мир от более ранних веков, обусловлено наукой. Тогда же меняется и характер связи науки и общества.Она становится двухсторонней; с одной стороны, Капиталистическое, что зарождается, производство требует интенсивного систематического изучения природных закономерностей, что приводит к возникновению опытно-экспериментального естествознания, с другой естествознание, развивающаяся все больше помогает человеку в практическом овладении силами природы. Под влиянием объективных обстоятельств происходит переворот во всей системе взглядов на науку, ее месте и роли в обществе, утверждается идеал вполне "земного", обращенного к реальности позитивного знания практически полезного для совершенствования человеческой жизни.Такая точка зрения нашла концентрированное выражение в известном афоризме Фрэнсиса Бэкона: "Знание сила". Крупнейшие мыслители XVII XVIII веков не только подводят итоги предшествующего развития, констатируя значение науки, усилившееся для деятельности, существования и блага человека они мечтают о невиданный, действительно, бесконечный прогресс научного знания, свято верят в прогресс и его благотворное влияние на общество и индивида. Научное знание рассматривается ими как высшая ценность, а достижение истины считается самым прекрасным, самым достойным для человека занятием, которое обязательно должно приносить и неизменно приносит практические плоды.

В XX веке, в условиях научно-технической революции, снова меняется облик науки, характер его взаимосвязи с обществом, обостряется противоречие влияния научного познания на ход общественного развития. Естественно, осуществляется и переосмыслить социокультурной значимости науки. Высказываются самые противоречивые и разные мнения. Представители сциентизма (особенно популярного вплоть до 60-х годов XX в.) Абсолютизируют роль науки, подчеркивая те бесчисленные блага, которые она приносит человеку и человечеству. Сторонники антисциентизм (распространенного в 70 80-х годах) акцентируют внимание на так же бесчисленных бедах, которыми человечество расплачивается за блага. С начала 90-х годов все чаще оказывается понимание того, что наука сама по себе не всесильна, но она и не "демон", вырвавшийся из-под контроля человека. Наука это неотъемлемая часть общественной жизни и использования ее достижений, которые сами по себе имеют двоякий потенциал, зависит от общества, человека. Наука все более властно вторгается не только в социальную, но и в индивидуальную жизнь человека, влияя на его самосознание, эмоции, кардинально меняя его представления о мире и самом себе.Современная наука, обращаясь к биологической природы и психофизиологических особенностей человека, ищет эффективные пути, помогающие активно формировать его способности применительно к развитию техники. Человек впервые в истории получает возможность с помощью медицинской генетики уменьшить груз патологической наследственности, накопленной в процессе эволюции, избавиться от многих наследственных заболеваний и т. д. Ход истории показывает, что наука действительно выступает важным фактором общественного прогресса. Однако, так бывает только тогда "когда, с одной стороны, общество готово использовать научные открытия на благо человека, а, с другой когда общественные потребности осознаются наукой, выступают ее внутренними стимулами развития.

Хотя влияние науки на общественную жизнь динамичный, изменчиво, ему присущи и некоторые общие устойчивые черты. Выделяются три основные группы социальных функций науки. Во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы общества, и, в-третьих, ее функции как социальные силы, связанные с тем, что научные знания и методы все чаще используются при розв ' разрешении самых разных проблем общественной жизни.Получение наукой разнообразных социальных функций следствие сложных и противоречивых процессов, происходящих частью последовательно, частью одновременно. Проникновение науки во все новые сферы жизнедеятельности человека процесс непрерывный и бесповоротный. Каждый канал взаимодействия науки и общества раз возникнув, уже не исчезает, постоянно расширяется, становится все более насыщенным, двусторонним.

[1] [2]

  • Категории раздела:
  •      Другое
  • Смотрите также:
  •  



    Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору! 
    Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник
    Яндекс.Метрика