Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Нюй дань

Нюй дань — «женская алхимия (букв.: киноварь)». Специфическое алхимико-психофизиологич. направление в даосизме, рассматривающее женское тело как идеальный сосуд для алхимич. преобразования и основанное на древней традиции, породившей также «учение о бессмертии» (сянь сюэ;). Оформление этого направления даос, традиция связывает с Сунь Бу-эр (XII в.), хотя окончательное его становление происходит примерно к XVIII в. благодаря комментаторской и практич. деятельности Шэнь И-бина (1708—1786), Минь И-дэ (1758-1836), Фу Цзинь-цюаня (1765-1845), Хэ Лун-сяна (XIX- нач. XX в.), И Синь-ина (1896-1976), Чжэнь И-цзы (XIX- нач.XX в.) и Чэнь Ин-нина (1880-1969). Формы и методы участия женщин в даос, практиках базировались на философско-религ. концепциях, определяющих роль женского начала в мироздании: женщина как мать, источник жизни, животворящая сила вселенной в даос, трактате «Дао дэ цзин» («Книга Пути и благодати», V—III вв.;); женщина как представительница космич. силы инь, оппозиционной мужской силе ян, в макро-биотике эпохи Хань и в ранних даос, общинах; женщина как божественная наставница, дарующая посвященным тайные знания и прямые наставления, в даос, «школе Высшей чистоты» (шанцин-пай, IV в.;); женщина как носительница сверхъестеств. способностей, целительных сил и шаманских приемов, становящаяся монахиней, основательницей школы и матриархом, от эпохи Тан до Цин (с VII по XVII в.); женское тело как вместилище осн. компонентов и процессов дух. преобразования, согласно «внутр. алхимии» (нэй дань), в теории и практике дин. Цин (XVII-XX вв.) и современности. Наиболее изв. даос, подвижницы — Фань Юнь-цяо (III в.), Вэй Хуа-цунь (III—IV вв.), У Цай-луань (IV в.), Цуй Шао-сюань (?), Чэнь Цзин-гу (VIII в.), Се Цзы-жань (VIII в.), Цзу Шу (IX в.), Цао Вэнь-и (кон.XI — нач. XII в.), Тан Гуан-чжэнь (XII в.), Чжоу Сюань-цзин (XII в.) и Сунь Бу-эр. В эпоху Тан увеличивается число женщин, обратившихся в даосизм, что подтверждает число монастырей — из 1687 даос, монастырей насчитывалось 550 женских.

В наст, время выделяют неск. течений «женской алхимии», из к-рых одни объединяют «внеш.» и «внутр.» алхимию, другие практикуют только внеш. или внутр. стадии. В совр. Китае она продолжает свое развитие по шести осн. направлениям, восходящим к «учению Совершенной истины» (цюаньчжэнь-цзяо;) и основанным женщинами для женщин: 1) школа Преподобной Матери с горы Чжунтяо (пров. Шэньси), сосредоточенная на искусстве владения мечом и возводимая к бессмертному (сянь) Люй Дун-биню; 2) школа Матери Чэнь, наставницы Сюй Сунь из «школы сияния чистого света», расположенная в Цзянси и практикующая лабораторную «внеш. алхимию» (вай дань) с применением снадобий и талисманов; 3) школа Госпожи с Южного пика (Нань-юэ фу-жэнь, Южный пик — священная гора Хэншань; см. У юэ в т. 2), основанная полулегендарным матриархом шанцин-пай Вэй Хуа-цунь и использующая прежде всего методы визуализации даос, божеств и декламации священных текстов; 4) школа святой из Сычуани Се Цзы-жань, акцентирующая диетологические методы, пост, управление дыханием и поклонение женскому божеству Си-ван-му (Владычице Запада; см. т. 2); 5) школа сунской поэтессы Цао Вэнь-и, ориентированная на созерцание, очищение духа, отрешение от желаний и контроль над мыслями; 6) школа одной из семи первых наставников Цюанъчжэнь-цзяо Сунь Бу-эр, концентрирующаяся на внутр. алхимическом преобразовании, помогающем достичь чистоты и спокойствия духа.

Наряду с даос, техниками созерцания и пестования пневмы (ци) женщины продолжают использовать «внеш. алхимию», основанную на применении минеральных и растительных компонентов и традиционно связанную с медициной, хотя еще в эпоху Сун в «учении о бессмертии» внимание от внеш. преобразований сместилось к внутр. культивированию, попыткам достичь долголетия и бессмертия психофизиологич. методами, используя ресурсы собств. организма. «Женская внутр. алхимия» (нюй гун нэй дань) также сосредоточена на теории и практике внутр. регенерации и дух. совершенствования. Отличия и сходства в методах для мужчин и женщин производны от дух. равенства и физиологич. различия. Женские техники по существу реализуют тот же процесс, что и мужские, но приступают к практике с иной отправной точки и отличаются началом алхимич. преобразования. Возвращающие к Пути-дао превращения внутр. алхимии проходят в трех стадиях, определяемых тремя психофизич. субстанциями — сексуальной/эссен-циальной (цзин), жизненной/пневменной (ци) и духовной/божественной (шэнь). Различия между полами касаются только первой стадии. Вместо того чтобы очищать сперму (цзин), «подчинять белого тигра» (фу бай ху) и преобразовывать в пневму (ци), женщины очищают менструальную кровь (юэ сюэ), «красного дракона», постепенно уменьшая ее поток и в конечном счете полностью останавливая. Эта ключевая техника женской алхимии способна, как считают даосы, заменить смертное тело адепта на бессмертное в результате возвращения энергии к изнач. источнику, известна как «обезглавливание красного дракона» (чжань чи лун) и впервые упомянута Сунь Бу-эр в «Нюй гун нэй дань цы ди ши ши сы шоу» («Четырнадцать стихотворений о последовательности женских занятий внутренней алхимией»).

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика