Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Философия Томаса Гоббса

Первым писателем, который с чистым истокам естественного права развил полное и систематическое учение о государстве, был англичанин Томас Гоббс (Hobbes). Борьба королей с парламентом в середине семнадцатого века вызвала в Англии различные политические направления, как в жизни, так и в теории. Гоббс выступал резким противником революции. Он хотел на незыблемых основах естественного закона утвердить права верховной власти против мятежных подданных. Первым его систематическим произведением в этом духе был трактат "О гражданине" ("De Cive"), который сначала частично был издан в 1642 году, затем в полном объеме - в 1646. Через некоторое время в 1651 году Гоббс изложил свое учение в более объемистом произведении "Левиафан или материя, форма и власть государства" ("Leviathan or the Matter, Form and Power of Commonwealth").

Переходя непосредственно к "Левиафана", хочу проиллюстрировать основные методолгични взгляды Гоббса, которые становятся предпосылками его политической теории.

Философию Гоббс определял, как приобретенное правильным мышлением познания действий или явлений через понимание их причин, или, наоборот, причин через данные их действия. Под правильным мышлением Гоббс понимал мышление математическое, которое отправляется от аксиом и устанавливает законы путем дедукции или демонстрации. Проблему причинности понимал как нахождение причины умеренной, как вывод математического соотношения между явлениями по принципу causa aequat effectum (причина равна действию). Объектом философского познания есть тела, которые имеют материальную субстанцию. К понятию тела сводится все существующее в мире. Нематериальная субстанция представляет собой внутреннее противоречие. В мире нет духов. Весь мировой процесс есть движение тел, и так называемое духовную жизнь человека сводится к движению материальных частиц. Движение осуществляется с механической необходимостью, и поэтому, какое теологическое объяснение явлений исключается. В основе познания лежит воздействие тел на наши органы чувств; он вызывает в нас впечатление (света, цвета, звука), зависящие от объективного движения, но не тождественны с ним и носят субъективный характер. Все эти впечатления оставляют у нас следы, которые и составляют память; благодаря памяти образуется опыт, как совокупность полученных впечатлений; благодаря опыту, состоит возможность в определенной степени предвидеть будущее по аналогии с прошлым.

Практическая деятельность человека подчинена полностью механической необходимости. Действия человека вызваны не свободной свободой, но теми ощущениями, которые они получают от внешних тел. Эти ощущения сводятся к двоякого чувства: удовольствие и неудовольствие. Моторная их действие такое, что мы стремимся получить удовольствие и избежать неудовольствия. Преобладающее стремление и определяет нас к действию с механической необходимостью.Противопоставление добра и зла совпадают с противопоставлением приятного и неприятного, полезного и вредного. Все этические суждения субъективны и приобретают объективную обязательность только в государстве.

Политическая теория Гоббса построена по тем же математическим, дедуктивным методом, который лежит в основе всей его философии. Отправной точкой для нее служит определение индивидуальной природы человека; вывод из нее государства раскрывает причину последней и устанавливает математический закон политического общения.Человек по природе эгоистичен и стремится исключительно достижения властно пользы.Согласно этому любой человек признает себя в праве на все, чего может добиться силой, и не считается с интересами других людей. Отсюда - неизбежность непрерывных зиштовхнень, и "война всех против всех", как естественное состояние человека. Однако, война противоречит инстинкту самосохранения, и люди необходимо ищут мира. Мир возможен только при условии самопреодоления и ограничения естественного права индивида на все. Необходимо при этом, чтобы указанное ограничение было принято всеми и было соблюдаемое принудительно. То и другое может быть достигнуто не иначе, как путем согласования всех и условленного установления независимой власти, предохраняющий договоренность от нарушения. Такое происхождение государства.

Состояние всеобщей войны и противоборства - естественное состояние человеческого рода - отсутствие гражданского общества, государственной организации, государственно-правового регулирования жизни людей. В естественном состоянии действует лишь естественное право, которое позволяет человеку делать все, что угодно и против кого угодно.

В таком состоянии находятся люди, когда над ними нет высшей власти. Познание всякой вещи должно начинаться с изучения ее составных частей. Для познания государства нужно рассмотреть сначала ее как бы в состоянии размножения, то есть нужно сначала исследовать природу отдельного человека и узнать, насколько она способна или не способна к созданию государства, и как должны сочетаться люди, которые хотят объединиться в государство.

Если бы мы могли представить, что большая масса людей согласна соблюдать справедливость и других естественных законов при отсутствии общей власти, держащей их в страхе, то мы на этом же основании могли бы представить то же самое относительно всего человеческого рода, и тогда не существовало бы, да и не было бы неиякои необходимости в гражданском правлении или государстве, ибо тогда существовал бы мир без подчинения.

Но люди не соглашаются. Они:

непрерывно соперничают между собой, добиваясь почетом и должностей; вследствие этого возникают зависть, ненависть, войны;
человеку, самоудовлетворение которой состоит в сравнении себя с другими людьми, может нравиться лишь то, что возвышает его над другими;
среди людей есть много таких, которые считают себя мудрее и более способными в управлении государственными делами, чем другие, и поэтому пытаются реформировать и обновлять государственный строй каждый по-своему, чем вносят в государство раздор и гражданской войны;
людям свойственно искусство слова, с помощью которого некоторые люди умеют представить другим людям добро злом, а зло добром и преувеличить или уменьшить по своему желанию видимые размеры добра и зла, внося беспокойство в душе людей и смущая их мир;
человек становится наиболее обеспокоенной именно тогда, когда ему лучше всего живется, так как тогда он любит показывать свою мудрость и контролировать действия тех, кто управляют государством.

В заключение Гоббс отмечает, что вообще согласие людей обусловлена чем-то искусственным.

И Гоббс не только идеализировал естественное состояние человечества, а, наоборот, подчеркивал, что он мешает нормальному развитию общественной жизни, отвлекает силы и способности людей от созидательной деятельности. В естественном состоянии нет места трудолюбия, ибо никому не гарантированы плоды его труда и даже собственная безопасность. Конечно, у людей в таком состоянии отсутствует какой-либо стимул для занятия земледелием и скотоводством, для развития ремесел и торговли. Не могут при таких условиях появиться науки и искусства. В обществе, где нет государственной организации и управления, царят случай и бесправие, и жизнь человека есть, что-то одинокое, бедное, беспроглядное, тупое и кратковременное.

Идея общественного договора, с помощью которого граждане прогодошують установление государственной власти, предоставляя ей право управления общественной жизнью, сосредоточивая в ее руках все силы и средства, необходимые для поддержания мира и безопасности, была прогрессивной идеей в условиях того времени. Во-первых, эта идея противостояла концепциям божественного происхождения государства. Во-вторых, она была направлена против теорий государства и права, которые защищали и оправдывали прерогативы королевской власти и федеральных государственных деятелей вообще. В-третьих, идея общественного договора, органически связана с более общей теорией естественного права, согласно которой люди имеют неотъемлемые права от рождения, прерд все такие, как право на жизнь и личную безопасность, имели ярко выраженную демократическую направленность.

Тавки образом, объединение людей в государство происходит вследствие взаимного страха, в целях самосохранения. Люди могут подчиняться или тому, кого боятся, или тому, от кого ждут защиты от врагов. Первый способ ведет свое начало от силы, устанавливаемый людьми. Отсюда два рода государств: естественная и установлена.Первая подразделяется на родительскую, источник которой лежит в родительской власти, и в деспотическую, которая происходит от войны.

Государство по Гоббсу - единственное лицо, ответственным за действия которого сделало саму себя путем договора между собой огромное количество людей для того, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.

В этом определении следует обратить внимание на три момента:

1) Государство является единственным Лицом. Это не значит, что во главе государства должен стоять обязательно один человек. Суверенная власть может принадлежать собранию людей. Но в обоих случаях власть государства едина и неделима, она сводит волю всех граждан в одну волю;
2) Люди, создающие государство путем взаимной договоренности, не только санкционируют все его действия, но и признают себя ответственными за эти действия;
3) Верховная власть может использовать силы и средства подданных так, как решит необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет никакой ответственности за свои действия перед подчиненными и не обязана отчитываться эти действия перед ними.

Цель государства - главным образом обеспечение безопасности. Конечной причиной, целью или намерениями людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятное жизни. Другими словами, при установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться плохого состояния войны, являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, что заставляет их выполнять договоренности и следить естественным законам (как справедливость , бесстрастие, скромность, милосердие и (вообще) поведение в отношении других такая, как мы хотели бы, что относились к нам).

Относительно устройства верховной власти, то он может быть трояким: монархия, аристократия и демократия. К первому виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит одному человеку. Ко второму - государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где любой гражданин имеет право голоса. Этот вид государств называется также народоправства. К третьему виду относятся государства, в которых государственная власть принадлежит собранию, где право голоса имеют не все граждане, а лишь известная их часть. Относительно других традиционных форм правления, то Гоббс не считает их самостоятельными видами государства. Содержание терминов, как олигархия, тирания, в том, что в них вложено осуждение соответствующих форм государственного устройства. Те, кто осуждают монархию, называют ее тиранией. Те, кто недовольны аристократией, называют ее олигархией. На тех же основаниях люди, недовольные демократией, характеризуют ее как анархию, что означает отсутствие всякого правления. Но последнее просто невозможно, поскольку негосударственных не может быть видом государства. Немыслимое и смешанное правление, ибо оно противоречит единству верховной власти. Считать возможным распределение власти является мнением анархической.

Решение вопроса относительно того, какой форме государства предпочитал Гоббс, связано с некоторыми трудностями, поскольку сам Гоббс не давал на этот вопрос однозначного ответа и не придерживался последовательно одной определенной точки зрения. Хотя Гоббс и предпочитает монархии перед другими формами правления, он видит в ней только такое государственное устройство, которое с наибольшей полнотой отвечает его главному принципу - принципу абсолютной власти. Вопрос о формах, или виды, государства он считает детерминированным этому принципу и допускает возможность как аристократии, так и демократии, с тем необходимым условием, чтобы верховная власть в этих государствах была столь же мощной, как и в монархии.

Верховная власть остается той же, независимо от того, кому она принадлежит, по Гоббсу. Далее говорил, что "власть, если только она достаточно совершенна, чтобы быть в состоянии выражать защита подданных, одинакова во всех ее формах". Гоббс бив сторонником не столько абсолютной монархии, сколько абсолютизма вообще как такового. Монархия в его глазах удобнее другие типы государства, во-первых, потому, что полнее других выражает идею абсолютной власти, и, во-вторых, потому, что была более пригодны для осуществления той цели, во имя которой и создано государство, а именно установлению мира и зберегання безопасности народа.

Чтобы образовалась общая система, которая бы могла защитить мир и договорное право, нужно, чтобы много отдельных воль объединились в одну общую волю. Это модливо только если во всех делах, которые склоняются к общей безопасности, каждый будет подчинять свою волю воле одного человека или одного собрания, и когда эта последняя воля будет признана как воля всех. Таким образом создается искусственная личность, которую мы называем государством.

Ее высшая власть есть необходимо абсолютной. Властитель сохраняет безраздельно печаткове право на все то, от чего другие отказались. Он может всегда использовать военную власть, что теперь отобрано от других. Толпа не имеет теперь никакого права оружия. Обладатель же теперь имеет власть и над мыслями и учениями, и может запретить их распространение, если они кажутся опасными для всеобщего мира. Он не должен терпеть, чтобы кто-либо (церковь) под страхом вечных наказаний запрещал делать то, что он приказывал делать под страхом временных наказаний, ибо подобное раздвоение разрушило бы единство государства. Сам же он не подлежит наказанию и никакими законами не связан. Его воля - воля государства, и государство не может обязать себя перед самой собой.

Самый высокий долг властителя заключается в том, чтобы заботиться о благоустройстве народа. Но лишь ему одному разрешено различать, в чем нуждается народный благоустройство. Отдельным же лицам остается только подчиняться. Классическая литература греков и римлян так действует вредно, что порождает сопротивление и проповедует свободу, которая не совместима с абсолютной властью.

Формально логическое понятие государства или, точнее, суверенитета перед абсолютной воле которого ничего нет, не оставляет никакого места самостоятельности церкви. Церковь полностью сливается с государством. Само государство является церковью, если ее граждане - христиане. Только в государстве христиане объединяются в одно лицо, только обладатель может устанавливать и осуществлять общие права в делах веры, только он один может осуждать и увольнять. На земле не может быть двух отдельных властей для одних и тех же людей. Единство государства ведет за собой единство церкви и единство веры.

Прерогативы верховной власти распространялись Гоббсом и на имущественные отношения граждан. Государство и только государство должно устанавливать те правила, которые указывают каждому человеку, какими благами он может пользоваться и какие действия совершать с целью умножения этих благ. Государство стоит на страже частной собственности граждан, да и само существование собственности целиком зависит от установления верховной власти, ибо до этого в естественном состоянии, когда все люди имели право на все, ни о каком владение собственностью не моголь быть и речи.

Всякий государственный организм может существовать только в условиях гражданского мира. Смута есть болезнь государства, а гражданская война - ее смертью. В качестве основных причин, ведущих к распаду, выделяются Гоббсом:

1) недостаточность абсолютной власти;
2) ложные учения, противоречащие природе государства и способствуют ее ослаблению.

Во всем "Левиафане" Гоббс нигде не рассматривает возможность влияния периодических выборов для обуздания устремлений собрания пожертвовать общественными интересами ради личных интересов своих членов.

Участие народа, согласно системе Гоббса, полностью исчерпывается первого избрания монарха. Престолонаследия должно определяться монархом, как это практиковалось в Римской империи, когда ему не мешали бунты. Допускается, что монарх обычно изберет одного из своих детей или ближайшего родственника, если он не имеет детей, но считается, что не должно существовать таких законов, которые мешали бы ему сделать иной выбор.

Но подданные не оставались без всякой свободы. Гоббс считал, что свобода подданных вполне совместима с неограниченной властью суверена, если под свободой понимать не свободу от закона, а свободу делать то, что не указано в договоренностях с властями. Речь идет о свободе купли и продажи имущества, заключение торговых договоров, выбора места жительства, образа жизни, воспитание детей и т. д. Таким образом, имелись в виду не политические, гражданские свободы, а относительная свобода владения частной собственностью, предпринимательства.

Надо обратить внимание еще на один важный аспект концепции свободы, развитый Гоббсу, согласно которому подданные обладают свободой защищать свою жизнь. Эта свобода выводится из того, что существует неотчужденный право каждого человека "спасать себя от смерти, увечья и заточения". Поэтому в целях самозащиты все люди могут сопротивляться тем, кто посягает на их жизнь или пытается лишить их самого необходимого: еды, питья, воздуха.

Гоббс считал возможным и оправдано защита человеком своей жизни даже от тех, кто посягает на нее "на законных основаниях", то есть по приказу верховной власти. Но с другой стороны, он доказывал, что никто не имеет права оказывать сопротивление мечу государства в целях защиты другого человека (даже если он невиновен).

Но Гоббс оставляет возможность тем многим группам и слоям населения, которые с оружием в руках выступили против законной власти и принимали участие в гражданской войне на стороне парламента. Если большая масса людей совершила "неправильный сопротивление государственной власти", за что на каждого из них полагается смертная казнь, то они имеют право объединиться "для взаимной помощи и защиты". Их предыдущее нарушение своего долга было действительно незаконным, но последующее применение оружия в целях самозащиты не является новым незаконным актом.

С этой же точки зрения решается Гоббсом вопрос о том, в каких случаях подчиненные освобождаются от подчинения верховной власти. Поскольку главным назначением верховной власти является защита граждан, то они должны подчиняться ей только постольку, поскольку государство в состоянии защищать своих подчиненных. Когда же верховная власть по тем или иным причинам перестает выполнять функцию мира и безопасности, то подданные освобождаются от всяких обязанностей по отношений к суверена. Это может произойти в случае отречения суверена от власти, когда суверен сам становится чьим подданным, а также тогда, когда тот или иной подданный подвергается плена, изгнания и т. д.

Относительно сферы международных отношений, то они, по Гоббсу, могут быть только отношениями соперничества и вражды. Государства представляют собой огромные лагеря, защищаемых друг от друга с помощью оружия, они находятся в состоянии гладиаторов, направляющих оружие друг на друга.

Получается, государства находятся в том состоянии войны всех против всех, в котором люди были до установления государственной власти. И такое положение дел следует считать естественным, поскольку они не подчинены никакой общей власти и неустойчивый мир между ними скоро нарушается.

Левиафан - непреодолимая и непримиримая химера, перед которой все трепещет, и под которой у Гоббса понимается государство, уничтожает все, что осмеливается оказывать ему сопротивление.

Отрывая государственное учение от исторической почвы и представляя его как ряд логических выводов из предыдущего ряда предпосылок, Гоббс полагал дать твердое научное обоснование той абсолютной монархии, от которой он ожидал восстановления порядка в Англии, и который он поклонялся с жаром фанатика и вместе с тем поддерживал с холодным спокойствием геометра.

  • Категории раздела:
  •      Другое
  • Смотрите также:
  •  



    Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору! 
    Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник
    Яндекс.Метрика