Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая культура

В социологической и политологической литературе существуют различные подходы к определению
понятия «политическая культура»:

1) субъективный, трактующая политическую культуру как явление исключительно ментальное, то есть как оценки, ценности, знания субъектов политического процесса;

2) субъективный и бихевиористский, в которых политическая культура рассматривается на ментальном и поведенческом уровнях;

3) культурологический, что предполагает понимание политической культуры как совокупности ценностей и символов.

Г. Патрик, синтезируя основные моменты трех подходов, определяет политическую культуру как основные ориентации, ценности и позиции, характеризующие политическую систему и регулируют взаимодействие между ее элементами. В отечественной литературе принято считать, что политическая культура - это качественное состояние политической жизни общества, характеризующий степень развития политических институтов, а также качество взаимодействия субъектов политического процесса.

Следовательно, политическую культуру можно рассматривать как ментальный элемент политической системы, качественное состояние функционирования институтов политической системы, совокупность политических ценностей, норм, способов поведения. Эти аспекты дают основание понимать политическую культуру как совокупность политических ценностей, норм и способов поведения, которые функционируют в рамках определенной политической системы и характеризующих взаимодействие политических институтов и политических сообществ.

Политическая культура как многоплановое явление проявляется на следующих уровнях: отдельного лица, политического сообщества, общества в целом. В зависимости от уровня функционирования, политическая культура имеет различные структурные компоненты. На общественном уровне она включает политические ценности, нормы и способы поведения.

Политические ценности - убеждения относительно целей, которые субъекты политического процесса должны реализовать. Политические ценности охватывают те явления, которые являются предметом определенных политических интересов, желаний, притязаний, потребностей. Это суверенитет, государственная власть, политические свободы, социальная справедливость, правопорядок, война, мир и тому подобное. Названные ценности по-разному воспринимаются и трактуются субъектами политики. Они могут иметь разные измерения в зависимости от исторической эпохи, типов общества и политической системы, идеологии.

Каждая историческая эпоха по-своему интерпретирует ценности. Скажем, если в эпоху Средневековья государственная власть рассматривалась, как порядок господства и подчинения, установленный Богом, в эпоху Нового времени - как средство достижения целей определенных социальных групп, то теперь она расценивается как средство согласования социальных интересов, регулирования общественных отношений.

Что касается типа общества с точки зрения его цивилизационных признаков, то, например, понимание такой ценности, как свобода, является различным в открытом и закрытом обществах. Открытое общество предполагает понимание свободы как возможности выбора альтернативы для утверждения личности, а закрытое общество - как освобождение ее от чего-то внешнего. Это явление наблюдается в посткоммунистических странах, где свобода рассматривается как возможность освобождения от колониальной зависимости и коммунистической наследия, а не утверждение новых общественных отношений, пробуждение человеческого достоинства. Такое понимание свободы основывается на признании расширения прав для себя.

Также другое толкование имеют ценности с точки зрения национального измерения общества. Суть национального измерения ценностей политической культуры состоит в том, что эти ценности отражают политический опыт нации, неразрывно связан с другими элементами национальной культуры - мифологическими, религиозными, научными, эстетическими. Общий уровень национальной культуры сказывается на содержании и степени понимания политических ценностей политическими субъектами, на формах проявления их волевой активности по воплощению этих ценностей в жизни.

Политические ценности не только формируются на общем фоне национальной культуры, а является результатом собственно политического взаимодействия. Если нация имеет ограниченный политический опыт, то несмотря на ее высокие достижения в других сферах, она будет отставать в политической жизни.

Политические ценности, несмотря на приобретенные ими в современную эпоху универсальные черты, большей частью имеют национальную специфику. Так, в англосаксонских странах политическая культура основывается на верховенстве закона и лица, принципах конкуренции, национальной консолидации, в Германии и Австрии - на сочетании принципов партнерства и конкурентности в политическом процессе, а также на основе жесткого регулирования общественных отношений и децентрализации власти.

В посткоммунистических странах политическая культура сохраняет патерналистские стереотипы, на которых умело спекулируют противники реформ. Искаженное понимание таких ценностей, как нация, национальный интерес, национальная культура, приводит к консервации отживших отношений под видом защиты национального или пренебрежение национальным за переоценки чужого опыта и недооценке собственного. Низкий уровень гражданской культуры в посткоммунистических странах выражается в двух крайностях: национальное чванство и национальном нигилизме.

Политическая культура на идеологическом уровне включает: коммунистические, социал-демократические, неолиберальные, неоконсервативные и фашистские ценности. В рамках той или иной идеологии наблюдается различная оценка фундаментальных политических ценностей. Так, либеральная идеология сосредоточивает внимание на правах человека, а неоконсервативная - на сочетании прав сообщества (нации, группы) и лица, фашистская - на приоритете прав нации и государства над правами человека.

Следовательно, ценности политической культуры имеют разные координаты измерения и свидетельствуют о мировоззренческие и идеологические ориентации людей, социальных групп по проблемам различных отношений и общества.

Если ценности характеризуют ментальный уровень политической культуры, то нормы определяют общепринятые требования-образцы относительно поведения субъектов политического действия в соответствии с ценностями. Нормы политической культуры имеют массовый характер и воспринимаются прежде всего как привычные правила поведения, не вызывают восторга, удивления или осуждения у большинства людей. Они имеют свое политическое, правовое и моральный характер. Скажем, для политиков западного общества собственно политическими являются нормы политической конкуренции, несовместимости политической карьеры с коррупцией, низким профессиональным уровнем. Эти нормы незначительно характерны и для политиков посткоммунистического общества.

Что касается моральных норм, то для политиков они играют весомую роль, чем для людей других профессий. В зависимости от политического режима эти нормы имеют разную регулятивную функцию для политических деятелей. Если, например, при тоталитарном режиме правовые и моральные нормы имеют лишь ритуальный смысл, а преданность высшему руководству является доминирующей нормой, то при демократическом режиме условия конкуренции заставляют политиков неукоснительно соблюдать правила и моральных норм.

В посткоммунистических обществах правовые и моральные нормы, как правило, имеют корпоративную направленность, то есть законы создаются и нарушаются в угоду определенным групповым интересам, а нравственным считается то, что не противоречит этим интересам. Однако всему этому придается глубокий идеологический смысл с тем, чтобы собственный правовой и моральный нигилизм оправдать высокопарными фразами о заботы о народе, нации, тружеников. Массовое сознание часто не способна различить форму и содержание правовых и моральных норм, порождает всеобщее невежество и безнравственность.

Соотношение между ценностями и нормами сводится к тому, что ценности общества:

1) на практике реализуются через правовые и моральные нормы. Так, ценность «собственность» в свободном обществе защищена законом, и посягательство на нее воспринимается общественным мнением как тяжкое преступление;

2) выступают как нормы и образцы для отдельных людей. Так, гуманистические ценности являются нормами поведения отдельных людей в посткоммунистическом обществе;

3) оказываются как идеал, а в реальной жизни используются нормы, противоречащие этим ценностям. Такое явление наблюдается в посткоммунистических странах, где многие люди положительно воспринимают ценности западного общества, а в жизни руководствуются нормами старого общественного строя. Такое состояние обусловлено тем, что ценностное нормативная основа прежнего общества распалась, а новая находится на начальной стадии формирования. Кроме этого, процесс выработки норм длительный, чем процесс усвоения ценностей.

Следующим элементом политической культуры является политическое действие, политическое поведение. Согласно бихевиористской теорией, чтобы правильно оценить субъектов политики, нужно абстрагироваться от ее ментального уровня, а сконцентрировать внимание на поведенческом.

Выделяется несколько типов поведения. Если исходить из соответствующей веберовской классификации социального действия, то политическое поведение можно назвать традиционной, аффективной, стоимостно-рациональной и рациональной.

Традиционная политическая поведение обусловлено традицией. Скажем, в Англии согласно традиции правительство формирует парламентское большинство и лидер правящей партии становится премьер-министром.

Аффективная политическое поведение определяется определенным эмоциональным состоянием субъекта политики.

В основе стоимостно-рационального поведения лежит мотив убеждения, то есть политик руководствуется не рациональным целесообразностью, а стоимостным ориентациями.

[1] [2]

  • Категории раздела:
  •      Другое
  • Смотрите также:
  •  



    Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору! 
    Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник
    Яндекс.Метрика