Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Философия Томаса Гоббса

Первым писателем, который с чистым истокам естественного права развил полное и систематическое учение о государстве, был англичанин Томас Гоббс (Hobbes). Борьба королей с парламентом в середине семнадцатого века вызвала в Англии различные политические направления, как в жизни, так и в теории. Гоббс выступал резким противником революции. Он хотел на незыблемых основах естественного закона утвердить права верховной власти против мятежных подданных. Первым его систематическим произведением в этом духе был трактат "О гражданине" ("De Cive"), который сначала частично был издан в 1642 году, затем в полном объеме - в 1646. Через некоторое время в 1651 году Гоббс изложил свое учение в более объемистом произведении "Левиафан или материя, форма и власть государства" ("Leviathan or the Matter, Form and Power of Commonwealth").

Переходя непосредственно к "Левиафана", хочу проиллюстрировать основные методолгични взгляды Гоббса, которые становятся предпосылками его политической теории.

Философию Гоббс определял, как приобретенное правильным мышлением познания действий или явлений через понимание их причин, или, наоборот, причин через данные их действия. Под правильным мышлением Гоббс понимал мышление математическое, которое отправляется от аксиом и устанавливает законы путем дедукции или демонстрации. Проблему причинности понимал как нахождение причины умеренной, как вывод математического соотношения между явлениями по принципу causa aequat effectum (причина равна действию). Объектом философского познания есть тела, которые имеют материальную субстанцию. К понятию тела сводится все существующее в мире. Нематериальная субстанция представляет собой внутреннее противоречие. В мире нет духов. Весь мировой процесс есть движение тел, и так называемое духовную жизнь человека сводится к движению материальных частиц. Движение осуществляется с механической необходимостью, и поэтому, какое теологическое объяснение явлений исключается. В основе познания лежит воздействие тел на наши органы чувств; он вызывает в нас впечатление (света, цвета, звука), зависящие от объективного движения, но не тождественны с ним и носят субъективный характер. Все эти впечатления оставляют у нас следы, которые и составляют память; благодаря памяти образуется опыт, как совокупность полученных впечатлений; благодаря опыту, состоит возможность в определенной степени предвидеть будущее по аналогии с прошлым..............................

   | Читать дальше |

  • Категории раздела:
  •      Другое
  • Смотрите также:
  •  


    Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору! 
    Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник
    Яндекс.Метрика