Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Техническое обслуживание электродвигателей переменного тока

Техническое обслуживание электродвигателей переменного тока

Согласно системе планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания электрооборудования техническая эксплуатация электродвигателей предусматривает:

а) производственное техническое обслуживание;
б) межремонтное техническое обслуживание;
в) текущий ремонт, который выполняет по графикам ремонтный персонал, чтобы обеспечить бесперебойную работу двигателей и предупредить их преждевременное срабатывание.

Кроме этого, в процессе эксплуатации электродвигателей необходимо: измерять сопротивление изоляции, контролировать их нагрузки, изменять масло, следить за правильным выбором и работой защитных аппаратов, соблюдать правила пуска и остановки и своевременно устранять неисправности. Контроль за состоянием изоляции является очень важным при эксплуатации электрооборудования.

Сопротивление изоляции электродвигателей измеряют перед пуском после длительной остановки (более 30 суток) и при проведении текущего ремонта. В электродвигателях напряжением до 1000 В сопротивление изоляции измеряют мегомметром на напряжение 500 ... 1000 В.

Перед измерением сопротивления изоляции обмоток необходимо электропроводку отсоединить от статора. При измерении сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса обмотки оставляют соединенными в звезду или треугольник, как это было в процессе эксплуатации электродвигателя.

Чтобы измерить сопротивление изоляции обмоток между фазами, соединение в звезду или треугольник разъединяют. В электродвигателе, места соединения обмоток которые выведены наружу, сопротивление изоляции обмоток между фазами не измеряют.

Согласно правилам технической эксплуатации, сопротивление изоляции электродвигателей напряжением до 1000 В не нормируется, но считают достаточным сопротивление изоляции обмотки статора не менее 0,5 МОм при рабочей температуре двигателя (60 ... 125 ° С).

Если сопротивление изоляции окажется меньше 0,5 МОм, необходимо выяснить, не увлажнилась она. В случае необходимости изоляции сушат. В тех случаях, когда обслуживающий персонал должен регулировать загрузку рабочей машины, нагрузка двигателей контролируют по амперметром в цепи статора. Полное представление о загрузке электродвигателя можно получить по значению коэффициента загрузки, который определяют так:

      Кз = І / Іном,

где І, Іном - соответственно потребляемый и номинальный ток электродвигателя.

Электродвигатели серии 4А выпускают с Шариково и роликовыми подшипниками качения. В нормальных условиях эксплуатации масло в этих подшипниках заменяют через 12000 часов работы, но не реже одного раза в год.

Перед заполнением подшипников свежим маслом их промывают бензином с добавлением 5-8% объема минерального масла. Промытый подшипник вытирают чистыми тряпками и тщательно осматривают.

При заполнении подшипниковых камер 50% масла необходимо закладывать непосредственно в подшипники, а остальные - в крышке подшипника. Излишне масло в подшипники закладывать недопустимо, поскольку это может вызвать их перегрев и выбрасывания лобовые части обмотки двигателя. Нагрев подшипника выше 80 ° С опасен. Причина такого нагрева - плохое качество масла.

Нормальная работа электрической машины постоянного тока зависит от состояния коллектора, контактных колец и щеток. Коллектор и кольца раз в смену протирают сухой чистой тряпкой. Если на коллекторе и кольцах появились нагар и царапины, их шлифуют стеклянной абразивной бумагой, закрепленной на деревянном бруске.

Когда на поверхности коллектора появляются выступления изоляции, то их нужно устранить фрезерованием или выпиливания. Обработанный коллектор шлифуют, полируют до появления блеска и продувают сжатым воздухом. Щетки в щеткодержателях должны перемещаться свободно, иметь одинаковое усилие нажима, что обеспечивает им равномерный износ. Сильно прижаты щетки изнашиваются быстрее.

Силу давления щеток измеряют динамометром. Изношенные щетки необходимо своевременно заменить. Заменяют щетки также при уменьшении их высоты или площади контактной поверхности менее 2/3 геометрической площади контакта.

Рис. 1. Размещение щеток на коллекторе:
1-щетки, 2-коллектор

Щетки устанавливают так, чтобы края были параллельны коллекторных пластин (рис. 1). Размещение щеток и по кругу коллектора 2 должен быть равномерным.

Основные неполадки электродвигателей и способы их устранения

Все неполадки электродвигателей, препятствующих пуску или нормальной их работе, могут возникать из механических и электрических причин. К механическим причинам относятся: заклинивания или перегрузки рабочей машины, зацепки ротора за статор, перекос подшипниковых щитов при сборке двигателя, повреждение подшипников и вибрация.

В случае таких неполадок электродвигатель при пуске не вращается или вращается тяжело с уменьшенной скоростью. Для того, чтобы убедиться, что двигатель исправен, а его пуска препятствуют поломка или перегрузки рабочей машины, необходимо отделить двигатель от машины и пустить его без нагрузки. Если двигатель свободно вращается с номинальной частотой, то неполадки следует искать в рабочей машине.

Если рабочая машина исправна, а двигатель не запускается, то прежде всего необходимо проверить правильность установки подшипниковых щитов электродвигателя и в случае их перекоса ударами молотка через деревянную прокладку установить щиты на место и подтянуть их крепежные винты. Признаком того, что двигатель не запускается по механическим причинам, есть одинаковый ток во всех трех фазах статора. Вибрация электродвигателя приводит к нарушению различных соединений, перегрев подшипников, повреждение изоляции обмоток и даже выход двигателя из строя.

Различают внутренние и внешние причины вибрации электродвигателя.

К внутренним причинам относятся: неуравновешенность вращающихся частей, неисправности подшипников качения, искривления шеек вала, ослабление посадки шкива или полумуфты на валу.

Для устранения внутренних причин вибрации двигатель необходимо отправить для текущего ремонта.

Внешними причинами вибрации являются: неправильное сшивания приводного ремня, неточное центровка валов двигателя и рабочей машины, износ пальцев муфты, ослабление винтов крепления двигателя к фундаменту или рабочей машины и недостаточная краткость рамы или плиты, на которой установлен двигатель. К основным электрическим причинам относятся: обрыв одной фазы питающей сети или перегорание плавкой вставки предохранителя, обрыв фазы в обмотке статора двигателя, неправильное соединение начал и концов обмотки статора (перевернутая фаза) и снижение напряжения питания. Во всех этих случаях электродвигатель при пуске под нагрузкой не вращается, гудит или вращается замедленно и быстро нагревается.

Чтобы выявить причину неполадок, необходимо с помощью вольтметра, контрольной лампочки или мегомметра проверить целостность предохранителей, электропроводки и обмотки статора.

Выводы обмотки статора электродвигателя необходимо соединять согласно схеме, изображенной на щитке, и напряжением в сети согласно маркировке. Для соединения в звезду концы обмотки С4, С5, С6 соединяют вместе, а питание подводят к истокам фаз С1, С2, С3 или наоборот. Для соединений обмотки треугольником конец первой фазы С1 соединяют с началом второй С2, конец второй С5 - с началом третьей С3, а конец третьей С6 - с началом первой С1. Соединение подводят к соединенным выводам обмотки. Соединение обмоток треугольником будет также правильным, если оно выполнено путем соединения выводов С1, С2, С3 согласно С5, С6, С4.

Спад напряжения в сети может быть следствием ее перегрузки и недостаточной напряжения, которое подается на подстанцию, питающую данный электродвигатель. Для проверки напряжения необходимо включить двигатель в сеть и измерить вольтметром напряжение на его зажимах. В процессе работы в двигателе могут возникнуть повышенный нагрев или посторонние шумы.

Длительная допустимая температура нагрева обмоток электродвигателя зависит от класса теплостойкости материала изоляции. Различают равномерное сильное нагревание электродвигателя и перегрева отдельных его частей. Причинами равномерного сильного нагрева двигателя могут быть: перегрузка, изменение напряжения, ухудшения охлаждения. Для выявления этих причин необходимо измерить ток, который потребляет электродвигатель, и сравнить его значение с номинальным, измерить напряжение на зажимах двигателя и проверить исправность вентилятора.

Местные перегрева обмотки статора могут быть обусловлены замыканием между витками катушки в одной фазе или между фазами, а также замыкание обмотки на корпус. В этих случаях двигатель гудит, частота вращения уменьшается, сила тока в фазах неодинакова. Двигатель необходимо отправить на капитальный ремонт.

Перегрев отдельных частей электродвигателя может быть следствием сильного нагрева контактов в местах присоединения зажимов двигателя к сети или нагрева подшипников. Значительное нагревание иногда объясняется слабым затягиванием гаек винтов. Для устранения этой неисправности необходимо выключить двигатель, разобрать контакты и зачистить напильником или шкуркой контактные поверхности, затем сложить контакты и крепко затянуть гайки контактных винтов. Перегрев подшипников может быть обусловлен загрязнением пылью, металлической стружкой, избытком масла, износом, неправильным установлением подшипников.

Для выявления и устранения причин перегрева подшипников необходимо выключить электродвигатель и проверить состояние подшипников, сняв их верхние крышки. Чрезмерное срабатывание подшипников приводит к оседанию ротора, что может стать причиной зацепки ротора за статор и выхода двигателя из строя. Ненормальный шум в двигателе может возникнуть по следующим причинам: короткого замыкания в обмотках статора; неправильного соединения обмоток при включении в сеть; вибрации двигателя неисправности подшипников. При этом двигатель необходимо выключить и проверить его техническое состояние с целью выявления и устранения причин шума.

  • Категории раздела:
  •      Другое
  • Смотрите также:
  •  



    Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору! 
    Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник
    Яндекс.Метрика